Аутизм у детей: фото, причины, признаки, симптомы, лечение

5 7285 12 Декабря 2020 в 11:55

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог Редактор: Екатерина Крестникова, врач психиатр

Гонишь прочь предательские мысли о том, что с ребенком что-то не так. Но они настойчиво лезут в голову. Видно же, что твой малыш не похож на других: малоэмоциональный, погружен в себя, не любит смотреть в глаза. Что с ним? Детские врачи обычно говорят, что определяются точные признаки аутизма у детей 3-4 лет, раньше — диагноз бывает ошибочный.

Но просто сидеть и ждать — страшно, невыносимо. Как узнать: твой ребенок аутист или просто интроверт? Разобраться помогут знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Что такое аутизм?

Когда ребенку ставят диагноз «аутизм», многие родители воспринимают это как своеобразный приговор, ведь люди с этой особенностью довольно сильно отличаются. Что же такое аутизм у детей? Если говорить медицинским языком, то это психическое заболевание, которое ведет к общему нарушению развития. При нем характерна утрата социальной адаптации, нарушенное взаимодействие в обществе и изменение поведения ребенка на замкнутое и агрессивное, если кто-то пытается нарушить его сложившийся мир.

Исследования аутизма ведутся уже давно, но до их пор ученые не могут прийти к единому ответу насчет того, что такое аутизм и из-за чего он возникает. Некоторые считают, что нейротипичные дети просто отличаются от обычных ребят образом мышления и что это нельзя называть болезнью или отклонением. Л. Каннер называл таких детей «маленькими мудрецами», которые живут в своем мире. В какой-то степени это выражение соответствует правде, ведь среди аутичных детей в 10 раз чаще встречаются одаренные личности, чем среди обычных. Но большинство врачей склонны утверждать, что дети с аутизмом плохо адаптируются в обществе, и рассматривают этот диагноз как серьезное нарушение развития.

Впервые термин «аутизм» появился в 1911 году, когда психиатр Эйген Блейлер описывал симптомы шизофрении, главным из которых был «уход в себя». «Аутос» с греческого переводится как «сам». Несмотря на то что у аутичных детей все же присутствует контакт с окружающим миром, термин закрепился, хоть и внес немало путаницы. На данный момент заболевание диагностируется у пяти детей из десяти тысяч. Долгое время причиной развития аутизма считали недостаточную любовь и заботу в младенческом возрасте. Но со временем исследования показали, что дело в органическом поражении мозга, которое чаще всего является врожденным.

ребенок смотрит в скважину

Что такое аутизм, по каким причинам он возникает у маленьких детей?

Аутизм — патологический процесс, для которого характерны проблемы с социальной адаптацией, речью, умственным развитием.

Если рассматривать аутизм с широкой точки зрения, то это комплекс патологий (расстройств аутистического спектра) с похожей симптоматикой.

До середины 20 века болезнь встречалась очень редко. В настоящее время наблюдается существенное увеличение количества маленьких пациентов с таким недугом, что вызывает серьезные опасения у медиков.

Точные причины развития патологии не установлены. Специалисты едины во мнении, что аутизм возникает при наличии одновременно нескольких факторов, таких как:

  • наследственная предрасположенность;
  • поражения центральной нервной системы (например, неправильное развитие и функционирование отделов мозга);
  • нарушения обменных процессов, гормональные сбои;
  • наличие в анамнезе инфекционных заболеваний вирусной и бактериальной природы;
  • отравление ртутью (об этом подробнее читайте в этой статье
    );
  • частый прием антибактериальных препаратов;
  • химическое воздействие на материнский организм во время вынашивания ребенка.

Почему возникает

Ученым более-менее ясны симптомы и признаки аутизма у детей, о причинах возникновения этого заболевания пока известно мало. В 1964 году психолог Бернард Римланд, у которого был сын-аутист, установил, что появляется это заболевание из-за органических изменений в мозге. Во время внутриутробного развития ребенка некоторые структуры мозга по какой-то причине формируются неправильно. В целом ребенок рождается здоровым, но со временем начинают проявляться особенности психики: замкнутость, стереотипные движения, аутоагрессия. А вот почему происходят эти изменения на самой начальной стадии, врачи пока не установили. Некоторые ученые утверждают, что болезнь начинает развиваться уже в первые недели жизни эмбриона, приводя к биохимическим, генетическим и нейронным нарушениям.

Симптомы и причины возникновения у детей аутизма могут быть связаны с другими заболеваниями и являться их следствием. Такого мнения придерживаются некоторые психиатры. Если у ребенка есть некоторые наследственные нарушения обмена веществ, то это также может стать причиной развития болезни. Например, если количество меди в организме значительно превышает количество цинка. В таком случае нарушается процесс вывода из организма тяжелых металлов и доставки цинка к нейронам мозга. Или у ребенка обнаружена повышенная проницаемость кишечника – в таком случае организм становится уязвимее для различных патогенных организмов. Среди других причин возникновения аутизма можно выделить следующие:

  • Ртутное отравление организма – одна из наиболее распространенных причин развития «приобретенного» аутизма. Ртуть попадает к нам из многих источников: еды (морепродуктов), из окружающей среды и даже из зубных пломб. В норме человеческий организм обладает способностью выводить малые количества этого металла. Но если какой-то процесс в теле нарушен или ртути слишком много, то она начинает отравлять клетки ребенка, что может содействовать развитию аутизма. Определенное количество ртути содержат и прививки, поэтому болезнь у некоторых малышей развивается после них.
  • Предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям и слабый иммунитет.
  • Инфекционные болезни, перенесенные матерью во время беременности, курение или наркотики.

Симптоматика

Хоть это и грустно, но придётся сразу разрушить чаяния и надежды родителей и сказать, что аутизм – это неизлечимая болезнь. С ней приходится мириться всю жизнь. Но в 95 % случаев можно распознать признаки аутизма у детей 2 лет и даже ранее

Почему важно обозначить проблему на ранней стадии? Дело в том, что это психо-эмоциональная болезнь, которая прогрессирует, если вовремя ее не лечить. Ребёнок может отставать в интеллектуальном развитии, отгораживаться от общества, забывать элементарные правила личной гигиены

И это не его вина, ведь он просто не знает, как быть с такой проблемой. Вина же родителей заключается в том, что они пребывают в розовых очках и не оказывают своевременной поддержки малышу. Ведь современные методики дают реальный шанс аутисту адаптироваться в социуме, развить интеллект и даже научиться выражать свои эмоции без страха.

Для маленьких детей характерно различие темпов постижения мира, но аутисты отличаются от обычных деток даже на первых годах жизни. Что такое аутизм у ребёнка? Фото может не передать реальной картины. Этот малыш беззащитен перед миром. Он слишком открытый и ранимый. Он не может противостоять чужому мнению, и у него нет сил бороться за место под солнцем. Аутист слаб, и если лечения нет, то с годами он может совсем отказаться от встреч с другими людьми. Многие аутисты стараются отгородиться даже от собственных родителей, хотя в большинстве случаев только их они и подпускают к себе.

Аутизм у маленьких

Признаки аутизма у детей могут различаться в зависимости от возраста. Так, к примеру, до двух лет это заболевание диагностируют крайне редко, так как списывают странное поведение на особенности развития ребенка. Какие же можно выделить признаки аутизма у детей 2 лет и младше? Вот некоторые из них:

  1. Слабый интерес к лицам. Самое первое изображение, которое учится различать младенец, – это человеческое лицо. В норме уже в 2-3 месяца ребенок узнает маму, улыбается ей. Потом устанавливается зрительный контакт. Если малыш больше интересуется игрушками, не проявляет эмоциональной реакции при виде лица мамы, не смотрит в глаза, то, возможно, у него аутизм.
  2. Полное безразличие к посторонним людям. Младенцы в своем большинстве при появлении благожелательно настроенного взрослого ведут себя одинаково: прислушиваются к словам, корчат рожицы, издают различные звуки, пытаясь подражать речи. Дети с аутизмом вообще не обращают внимания на незнакомых людей. Они не стремятся войти с ними в контакт или пообщаться.
  3. Еще одним признаком аутизма у детей младшего возраста можно считать отвращение к прикосновениям. Обычно новорожденные очень любят тактильные ощущения – поглаживания, похлопывания, тепло тела мамы. Становясь постарше, дети начинают сами инициировать объятья, залезать на колени, целоваться. Нейротипичные малыши рано становятся «самостоятельными» — не нуждаются в нежностях и даже противятся им.
  4. Задержка речи — не такой очевидный признак аутизма у детей 3 или 2 лет. Но тем не менее это один из самых основных показателей, по которому определяется данное заболевание. Такие детки не агукают, не произносят слоги или сложные звуки. У них обычно отсутствует указательный жест и «детский» язык, на котором разговаривают со взрослыми малыши.
  5. Отсутствие эмоционального интеллекта. Маленькие дети обычно с трудом выражают свои эмоции, но с удовольствием подражают реакциям взрослых: улыбаются, сердятся, расстраиваются. В норме ребенок ведет себя раскрепощенно со взрослыми, которым доверяет. Если малыш кажется застенчивым и скромным, редко выражает свои эмоции, это могут быть проявления аутизма.
  6. У малыша есть навязчивые движения. Если ребенок по несколько минут кружится, хлопает в ладоши, постукивает по предметам или по частям тела, и такие движения похожи на навязчивые движения, то это может быть тревожным знаком.
  7. Аутоагрессия. При аутизме дети часто неосознанно пытаются нанести себе вред.
  8. Одни и те же ритуалы каждый день. Нейротипичные дети часто нуждаются в действиях одной и той же последовательности. Они дарят им комфорт и чувство безопасности. Если ребенок при попытке пойти в садик другой дорогой впадает в истерику, а игрушки раскладывает с несвойственной детям педантичностью, это также может быть симптомом заболевания.

Детский аутизм или особенности характера?

Чтобы определить отклонения в развитии, нужно оттолкнуться от нормы. Но сравнивать вашего ребенка с другими детьми его возраста — бесполезно. С рождения дети наделены разными психическими свойствами. Они напрямую влияют на то, в каком возрасте ребенок осваивает тот или иной навык.

Риск получить диагноз «аутизм» имеют только дети со звуковым вектором. Такой ребенок от природы рождается абсолютным интровертом. Внешне он малоэмоционален, мало говорит. Избегает больших, шумных компаний. Болезненно реагирует на громкие звуки. Сами по себе такие признаки вовсе не свидетельство каких-то нарушений. Просто ухо — особо восприимчивая зона звуковика, в нее будто вмонтирован мощный динамик.

Маленькому звуковику предстоит долгий путь от рождения до полового созревания, чтобы развиться в свою противоположность. Стать человеком, который, наоборот, максимально сосредоточен на других людях. Тонко слышит смыслы в речи других людей. Различает любые движения души человека.

Но бывает, что развитие ребенка со звуковым вектором нарушается в результате психологической травмы. Тогда его погруженность в себя становится болезненной. Ребенок теряет эмоциональные связи с близкими, утрачивает способность понимать речь. Как определить, есть ли поводы бить тревогу?

Признаки аутизма у ребенка до 3 лет

В возрасте от 1 года до 3 лет стоит обратить внимание на следующие показатели:

1. Речь. Даже абсолютно здоровый ребенок со звуковым вектором может заговорить позже ровесников. Речь может быть лаконичной: ребенок выражает мысль одним-двумя словами.

Поэтому, прежде всего, обращайте внимание на то, понимает ли ребенок вашу речь. Он указывает или смотрит на тот предмет, что вы назвали? Выполняет просьбы и те действия с предметами, о которых вы просите? Если нет — это действительно может быть признаком нарушений. Указывать на то, что сознательная связь ребенка с миром, его способность понимать обращенную речь нарушена.

2. Эмоциональный отклик. Абсолютно здоровый ребенок со звуковым вектором малоэмоционален. «Фонтанировать» улыбками он не будет. Его чувствам присуща большая глубина, но наружу он это мало проявляет.

Обратите внимание, насколько ребенок вовлекается, откликается на то, чтобы просто быть рядом с вами. Делать что-то вместе. Он огорчается, когда мама уходит? Проявляет радость, когда она вернулась? Может, он не слишком ярко реагирует внешне, но все-таки выдает ответную улыбку? Его настроение меняется, когда родители пожурили за непослушание?

Если да, то все в порядке. Насторожиться стоит, если ребенок не дает никакого эмоционального отклика на ваши действия и чувства.

3. Реакция на имя. Скорость реакции на просьбы. Важно учесть, что даже взрослые здоровые звуковики порой уходят в себя и могут отвечать с отсрочкой. Даже на собственное имя звуковик может откликнуться не с первой попытки: «А? Это ты мне?»

Кроме того, скорость реакции ребенка будет зависеть и от остальных векторов, заданных ему природой (современные городские дети имеют в структуре своей психики около 3-4 векторов).

Так что не торопитесь с выводами, понаблюдайте какое-то время. Насторожиться стоит, если ребенок часто не реагирует на свое имя и просьбы.

4. Зрительный контакт. Одним из важных признаков аутизма принято считать отсутствие глазного контакта у ребенка. Но и тут все неоднозначно. Возможно, вам встречались люди, которые, внимательно слушая вас, вовсе не смотрят в глаза? Наоборот, слегка склонив голову набок, поворачиваются ухом?

Это не признак патологии: именно так ведет себя звуковик, который сосредоточил свое внимание на вас. В каком-то смысле он «смотрит ушами». Поэтому отдельно этот симптом без наличия других нарушений ни о чем не говорит.

Понаблюдайте, насколько ребенок зрительно реагирует в целом на то, что вы показываете. Следит, смотрит? Повторяет ли с вашего показа нужные движения? Насторожиться стоит, если ребенок вовсе не фиксирует внимание на тех предметах и действиях, что вы демонстрировали. Когда его взгляд все время как бы «скользит мимо».

5. Указательный жест. То, как и насколько ребенок использует указательный жест, зависит от полного набора его врожденных свойств. Например, ребенок со зрительным вектором на эту просьбу может просто искать глазами нужный предмет, повернуться в его сторону. Особо привязанный к маме обладатель анального вектора подведет маму за ручку, чтобы дала из холодильника любимый сок.

Лучше оценивать в принципе желание и способность ребенка вступать во взаимодействие с вами. И его способность понимать, о чем идет речь.

6. Игра. Ребенку со звуковым вектором задан потенциал абстрактного интеллекта. Даже игры такого ребенка в раннем возрасте могут выглядеть абстрактно. Например, малыш с анально-звуковым сочетанием векторов любит все упорядочивать, сортировать, выстраивать ряды из кубиков или машинок. Звуко-зрительный ребенок может быть в восторге от игры с выключателем, рассматривать предметы на просвет и т. д.

Сами по себе такие проявления тоже не показатель патологии. В каком-то смысле малыша, обладающего абстрактным мышлением, нужно учить играть. Помочь ему привязать абстрактные забавы к конкретным жизненным ситуациям. Например, ряд из кубиков пусть будет дорога, предложите ребенку в ее конце построить дом. Если ребенок идет на контакт, впускает вас в игру, поддерживает ее — беспокоиться не о чем.

Насторожиться стоит, если при вашем вмешательстве ребенок теряет интерес к игре, отворачивается, уходит, категорически протестует против вашего участия.

7. Взаимодействие с другими детьми. Этот показатель вторичен. Он напрямую зависит от того, насколько успешно ребенок может взаимодействовать с ближайшим окружением.

Если ребенок понимает вашу речь, у него есть эмоциональная связь с мамой (а потом и остальными членами семьи), если он поддерживает с вами игру и другие совместные действия, то и с детьми он вполне сможет наладить связь. Просто маленькому звуковику поначалу бывает непросто адаптироваться среди шумных ровесников.

Сопутствующие признаки аутизма у ребенка до 3 лет

Звуковой вектор — доминантный в психике ребенка. Если его развитие нарушается, то свойства других векторов малыша тоже не могут развиваться нормально. Возможно возникновение разного рода поведенческих аномалий:

  • у носителей кожного вектора — это расторможенность, навязчивые движения, вычурные позы и жесты;
  • у обладателей анального вектора — ступор, крайняя вязкость мышления, «ритуальность» в выборе пищи и маршрутов прогулки;
  • у обладателей зрительного вектора — многочисленные страхи, фобии, кошмары, истерики, постоянные перепады настроения.

Делать вывод о том, что ваш ребенок аутист, на основании этих второстепенных признаков нельзя. Они могут быть следствием совершенно других психологических травм или нарушений здоровья.

Помните, что главных критериев аутизма всего два — это нарушенная сознательная и чувственная связь с миром.

Но если описанные выше поведенческие аномалии дополняются основными признаками аутизма, то повод заподозрить именно этот диагноз действительно есть.

Детский недуг от 2 до 12 лет

Признаки и причины аутизма можно легче узнать в более старшем возрасте. С каждым годом дети с аутичным спектром все больше начинают отличаться от своих сверстников. Большая часть заболеваний диагностируется в период с 4 до 6 лет, когда странное поведение уже нельзя списать на характер или темперамент. Какие можно встретить признаки аутизма у детей с двух до двенадцати лет? В основном все проявления аутизма в более раннем возрасте сохраняются, но к ним добавляются некоторые другие, более явные особенности:

  • Ребенок все время повторяет одно и то же слово или звук. Повторение движений или слов — вообще отличительная особенность заболевания, по которым его легко можно распознать.
  • Любая смена обстановки вызывает у ребенка жгучий протест. Переезды, путешествия, новые места – все это встречается «в штыки», так как грозится разрушить привычный комфортный мир ребенка.
  • С трудом приобретаемые навыки, которые другим детям даются играючи, могут говорить об отклонениях в психическом развитии. Но сам по себе этот симптом может указывать не только на аутизм, но и на множество других заболеваний.
  • «Мозаичное» развитие характерно для многих больных детей. Они показывают незаурядные результаты в одной сфере, но полное отсутствие прогресса в самых простых вещах.
  • Отсутствие самоидентификации. На прямые вопросы, касающиеся непосредственно ребенка, он может отвечать только в третьем лице. Например, на вопрос матери: «Ты хочешь играть?», следует ответ: «Вова хочет играть!». Эта особенность свидетельствует о нарушении распознавания границ собственного «Я».
  • Нарушение координации движений и мелкой моторики, своеобразная «разболтанность» движений.
  • Гиперактивность — очень часто на внешние раздражители, смену обстановки и любые другие стрессовые ситуации дети реагируют повышенной возбудимостью. Они с трудом могут усидеть на одном месте, постоянно находятся в движении. Дети с аутизмом часто с трудом управляют своими движениями.

Стоит отменить, что если в этот период заболевание не будет вовремя диагностировано, то ребенок может полностью замкнуться в себе и не приобрести необходимых речевых навыков, ведь перестроить привычный жизненный уклад ребенка с возрастом становится все сложнее.

Почему дети аутисты склонны причинять вред себе и не бояться опасности?

К симптомам аутизма у грудничка относятся проблемы с чувством самосохранения и повышенная агрессия. Такие признаки появляются практически у половины ребят с этой болезнью. Они могут агрессивно реагировать на любые жизненные отношения, даже благоприятные. Известно, что аутисты избегают контактов с другими людьми и поэтому высвобождают свою негативную энергию на себя. При этом они сильно кусают себя или бьют по голове.

В раннем возрасте родители не видят ничего особенного в таком поведении ребенка. Однако со временем это становится угрозой для жизни детей, так как в будущем они могут прыгать с высокой высоты или резко выбегать на дорогу с автомобилями. При этом они не закрепляют негативный опыт после ожогов, ушибов или порезов. Поэтому они наносят себе увечья неоднократно.

При появлении признаков нарушения чувства самосохранения надо немедленно обратиться к врачу и проверить малыша на аутизм.

Подростковый аутизм

Как проявляется аутизм у ребенка старше 11 лет? У подростков аутическое расстройство личности проходит по-разному. Обычно к этому времени у ребенка уже стоит диагноз, и он получает соответствующее лечение. Подростки с аутизмом, получающие должный уход и развитие, могут обучаться в обычных школах наравне с остальными детьми. Как правило, у таких ребят есть избирательность в обучении. К примеру, они могут очень любить математику или рисование и ненавидеть остальные предметы. У одного из десяти аутистов наблюдаются необычные интеллектуальные способности. А у одного процента есть синдром саванта, который делает их необыкновенно талантливым сразу в нескольких сферах. Некоторые саванты с детства умеют рисовать рисунки на уровне взрослых людей, другие знают несколько языков или читают тысячи книг.

Подростки с аутизмом могут быть вполне адаптированы в социальном плане, но все же они испытывают трудности с общением с людьми. Они не способны распознать обман, сарказм и другие эмоции, а потому очень уязвимы. Находясь внутри своего мирка, они защищены от пугающего внешнего мира, но любое изменение в привычном ходе вещей пугает их и даже вызывает регресс в развитии. Подростки с аутизмом не стремятся к общению, ведут себя обособленно и не вступают в контакт со своими сверстниками.

Помогут ли медикаменты?

Медикаментозные средства не способны вылечить аутизм

, однако с их помощью можно устранить сопутствующие симптомы заболевания.

Цели использования аптечных препаратов:

  • Устранение боли.
    Если малыш с аутизмом не владеет речью, он не сможет пожаловаться родителям на болевые ощущения. Мама или папа, определившие, что ребенку больно из-за роста зубов и по другим причинам, могут дать ему обезболивающее средство после получения консультации врача.
  • Борьба с сопутствующими заболеваниями.
    Например, проблемы с желудочно-кишечным трактом у некоторых детей можно устранить только медикаментозно.
  • Коррекция нарушений поведения.
    Дети-аутисты часто импульсивны и агрессивны, поэтому врачи нередко назначают нейролептики. Идеально подобранный препарат не вызовет никаких побочных реакций.
  • Развитие ребенка.
    Иногда ноотропы благотворно влияют на способности малышей. Например, курс препаратов в небольших дозировках способен развить речевую функцию, усидчивость.
  • Избавление от проблем со сном.
    Маленькие аутисты очень плохо спят по ночам. Врачи назначают седативные препараты для настройки биоритмов ребенка. Однако снотворные средства детям с аутизмом не показаны.

Диагностика заболевания

Признаки аутизма у детей по фото определить нельзя. Но при личной консультации специалист сможет провести диагностику и выяснить, есть у ребенка заболевание или нет. Как диагностируют недуг?

При диагностике аутизма врачи используют комплексный подход: проводится осмотр ребенка, сбор анамнеза, выслушиваются жалобы родителей. По общей картине легче поставить диагноз, так как аутизм – сложное заболевание, в котором не бывает двух одинаковых случаев, а цена ошибки высока. Чаще всего родители жалуются на то, что ребенок не разговаривает, не хочет общаться со сверстниками и вступать с ними в игры. Далее специалист задает наводящие вопросы о родовых травмах, болезнях, прививках и общем развитии ребенка. Особое значение для постановки диагноза имеет наличие наследственных психических заболеваний – если они есть, то вероятность развития аутизма существенно возрастает. Параллельно врач наблюдает за ребенком. Очень часто даже здоровые дети при посещении кабинета врача начинают плакать и ведут себя скованно, поэтому некоторые из специалистов предпочитают встречаться в неформальной обстановке, в которой ребенку будет комфортно.

Особые виды аутизма

При таком отклонении в психическом развитии детей в первую очередь нарушаются их способности к социальному взаимодействию и общению с окружающими. Поведение малышей всегда отмечается жесткой стереотипностью, характеризующейся многократным повторением простых движений, например, раскачиванием, подпрыгиванием на месте, потряхиванием руками или совершением циклических достаточно сложных ритуалов.

Однако часто можно наблюдать и деструктивность, например, внезапные беспричинные крики, необоснованную агрессию, постоянный негативный настрой, самоповреждения.

Дети с таким нарушением психики могут иметь различные умственные способности, диапазон которых от полной отсталости до невероятной одаренности в какой-либо одной сфере, чаще всего в искусстве (рисовании или музыке), а также в некоторых областях знаний.

Речьможет отсутствовать полностью, если не считать звуков, обычно нечленораздельных. При аутизме у ребенка нарушается восприятие, моторика, внимание, эмоциональный фон, а в 80% случаев и физическое развитие, что приводит к инвалидности.

Спектр отклонений в этом случае может быть очень разнообразен и иметь различную тяжесть, поэтому большинство специалистов коррекционной педагогики считают воспитание малышей разных лет с аутизмом наиболее сложным направлением работы.

Все нарушения психики этого рода обычно имею общее медицинское название «Расстройство Аутистического Спектра», но в последние годы специалисты стали проводить и синдроматическое разделение этого состояния, что облегчает постановку диагноза и проведение коррекционных программ.

Тесты для диагностики заболевания

Помимо вышеперечисленных методов, признаки аутизма у детей легко выявляются по тестам, которые нужно заполнять родителям. Вот некоторые из них:

  1. Простой тест – является самой легкой формой тестирования и применяется только совместно с другими методами обследования. В ходе него родителям предлагается ответить на несколько вопросов: нравятся ли ребенку объятия и тактильный контакт, контактирует ли он со сверстниками, пытается ли подражать звукам при игре и общению со взрослыми, использует ли указательный жест. Затем родителей просят выполнить несколько заданий и зафиксировать реакцию ребенка. Например, показать пальцем на предмет и проследить, обратил ли ребенок к нему взгляд. Или предложить приготовить вместе чай для кукол или мягких игрушек. Уровень эмоциональной вовлеченности в игру очень важен при диагностике аутизма.
  2. Шкала CARS является шкалой для диагностики раннего аутизма, которую в основном и используют для постановки диагноза. Она включает в себя пятнадцать блоков, каждый из которых охватывает ту или иную сторону жизни ребенка. Каждый пункт располагает 4 вариантами ответа: нормально, немного ненормально, умеренно ненормально и значительно ненормально. За первый вариант дается 1 балл, за последний – 4 балла. Также существует несколько промежуточных вариантов ответа, которые сделаны специально для того, чтобы сомневающийся родитель выбрал «средний» показатель. Какие параметры затрагивает шкала CARS? Взаимодействие с социумом, владение телом, подражание, эмоциональные реакции, использование игрушек, реакция на изменения, владение основными органами чувств, страхи, интеллект и многие другие аспекты нужно проанализировать родителям, чтобы ответить на вопрос: «Есть ли у моего ребенка аутизм?» Такой подробный тест с множеством вопросов позволяет очень точно определить любые отклонения в развитии ребенка. От родителей требуется большая внимательность и точность, чтобы диагноз был поставлен правильно.
  3. Международная классификация аутизма. Врачи выделают несколько ступеней развития аутизма: дебют, проявление и течение заболевания. Для того чтобы лечение было подобрано как можно более точно, важно определить вид аутизма. Всего ученые выделяют шесть вариантов течения болезни.
  4. Классификация по Никольской была предложена психологом еще в 1985 году и делит аутизм на четыре основных группы. Первая характеризуется преобладанием отрешенности от внешнего мира. Вторая определяется по множественным двигательным, речевым и тактильным стереотипиям. В третьей группе преобладают сверхценные пристрастия и идеи, а в четвертой – ранимость и робость.

Аутизм у детей до года замечают обычно очень редко, чаще всего заболевание проявляет себя чуть позже. Уже после постановки диагноза родители вспоминают, что их ребенок с самого рождения вел себя необычно, и картина складывается.

Причины возникновения аутизма у детей еще плохо изучены. Но родители не должны надеяться на то, что симптомы исчезнут сами по себе и ребенок «перерастет» это заболевание. Чем раньше будет начато лечение, тем больших успехов сможет достичь ребенок. Как же проходит развитие ребенка с аутизмом?

Лечение

Как лечить детский аутизм, лечится ли он или нет, какие препараты при этой патологии у детей используют?

Таблетки, которая бы избавила ребенка от аутизма, не существует. Назначается поддерживающая терапия. Применяют специальную диету и препараты.

Психотерапия – основной метод лечения. Хорошие результаты показывает поведенческая терапия, направленность на труд, игровая форма воздействия.

Для диеты и медикаментозного лечения при аутизме у детей применяют:

  • таблетки, стимулирующие мозговую деятельность — «Кортексин», «Пантогам»;
  • успокаивающие препараты, уменьшающие возбудимость — «Сонапакс»; «Фенибут»;
  • отказ от продуктов, содержащих глютен. Упор на еду, богатую витамином С.

Могут назначаться противотревожные средства.

Психологическая помощь

Поддержка и помощь психолога нужна и детям с аутизмом, и семье, в которой растет аутист. Ведь принятие ситуации происходит по-разному. Существуют различные фонды, где помогают справиться с заболеванием.

Работа с детьми предполагает:

  • вывод пациента из замкнутости, отрешенности;
  • обучение коммуникативным навыкам;
  • поддержка развития личностного «Я».

В практике хорошо зарекомендовали себя игры с аутичными детьми. Они учат не только общению со сверстниками, но и служат толчком в развитии речи у детей с аутизмом, приобретению лучшего взаимодействия в окружающем мире.

Игровая терапия

Надо помнить о том, что аутист не умеет играть. В прямом смысле. Он не знает, что такое предметное взаимодействие, не понимает, как надо сказать или что сделать в определенной ситуации.

Простой пример: К девочке 5 лет подходит ровесница и просит дать поиграть в ее куклу. Та на секунду замирает, затем в слезах убегает. Маленький аутист находится у себя дома, подружка давно знакома ей. Мама объясняет испуганной дочери, что надо ответить и как поступить. Только тогда она понимает.

Это яркое описание того, как может повести себя аутист в обществе. Заметна огромная роль родителей.

Чтобы научить такого малыша простейшей ролевой игре, нужно войти к нему в доверие

Важно найти с ним контакт, желательно тактильный

Это может быть игра в магнитные буквы разного цвета. Вместе приклеиваете к доске эти буквы по цвету.

Мозаика – второй вариант игровой деятельности. Все время хвалите, но только ненавязчиво.

Для детей с аутизмом существуют психотерапевтические игры, направленные на обучение подражанию, налаживанию межличностного общения: «Догонялки», «Хоровод», «Сорока-белобока».

Для улучшения речевых навыков требуется помощь логопеда. На занятиях для детей с аутизмом дефектолог подбирает упражнения после логопедического обследования. Включаются методы речевого развития на основе игр. «Давай поиграем», «Веселый счет», «Умная сова» — «обучалки» способны стимулировать речевой аппарат ребенка-аутиста.

Пэт-терапия – альтернативный метод, который совмещают с основными принципами лечения. Общение с лошадьми, собаками обязательно даст результат. Только помните, что это должны быть обученные животные.

Легкая и тяжелая форма аутизма

Эффективность обучения ребенка с аутизмом, его социализации во многом зависит от степени тяжести заболевания. Врачи выделяют несколько форм аутизма, для каждой из которых характерны свои особенности:

  • Синдром Каннера, он же ранний аутизм – это врожденное заболевание, которое развилось еще внутриутробно и повлияло на весь организм ребенка. Дети с глубоким аутизмом достаточно трудно учатся чему-то, и социализация у них идет непросто.
  • В случае когда аутизм проявляет себя в шесть лет и старше, ставят диагноз «атипичный аутизм». Вроде бы здоровые дети начинают внезапно регрессировать: становятся агрессивными, у них появляются необоснованные страхи, припадки, приступы агрессии. Но нередко при атипичном аутизме ребенок имеет легкие нарушения в развитии, которые многие родители списывают на особенности характера.
  • Синдром Ретта обычно проявляет себя внезапно, между 6 и 18 месяцами жизни ребенка. Малыш, чье развитие до этого соответствовало норме, вдруг начинает быстро деградировать. У многих детей появляются судороги, а физическое состояние сильно ухудшается. Дети с синдромом Ретта нередко страдают глубоким слабоумием. Среди всех типов аутизма этот считается самым тяжелым, и он никак не поддается корректировке.
  • Синдром Аспергера еще называют «мягким» аутизмом. Клинические его формы проявляются как нежелание работать в группе, трудности в социализации и освоении различных навыков, нарушении коммуникации со сверстниками. Но развиваются такие дети согласно норме, и отклонения обычно очень незначительные.
  • Высокофункциональный аутизм – это не тип аутизма, а его форма, при которой ребенок достаточно хорошо адаптирован к обществу и справляется в дальнейшем с самостоятельной жизнью.
  • Нарушение способности невербального обучения – внешне очень похож на синдром Аспергера. Характеризуется стереотипными движениями, буквальным толкованием слов и фраз, нарушением эмоционального и социального развития.
  • Множественные нарушения развития при аутизме проявляются в задержке развития почти во всех сферах: эмоциональной, психической, иногда даже физической.

Каждый ребенок уникален, у всех детей с аутизмом признаки и симптомы различаются, и к ним нужно искать свой подход и тщательно дифференцировать вид заболевания для того, чтобы оказать максимальную помощь.

Причины развития аутизма

До сегодняшнего дня ученые не могут найти точные причины того, почему некоторые малыши рождаются с аутизмом. Теорий немало, но, ни одна из них не имеет клинического подтверждения. Многие специалисты склоняются к мнению, что появление аутизма является наследственным фактором, поскольку в большинстве случаев он обнаруживается в возрасте до 3 лет.

Но подтверждения этому нет, как и объяснения тому, что малыши с этим отклонением иногда рождаются и в полностью здоровых благополучных семьях.

Согласно медицинской статистике детский аутизм чаще всего наблюдается у первенцев, и это не зависит от возраста родителей (как, например, в случаях синдрома Дауна). Малыш с этим психическим отклонением может появиться и у молодой здоровой матери.

Часто врачи связывают ранний детский аутизм различной степени с нарушением внутриутробного развития младенца, например, вследствие перенесенного мамой при беременности заболевания.

Ветрянка, корь, краснуха, как и многие другие инфекции вирусного характера, вполне могут дать такие последствия для развивающегося организма, поскольку часто вызывают изменения в строении головного мозга крохи. Однако точного подтверждения этой теории тоже нет.

Еще одно мнение врачей гласит, что причиной приобретенного аутизма могут быть травмы в родах и различные повреждения головы младенца. Сотрясение мозга, черепно-мозговые нарушения, например, при падении, аварии или вследствие перенесенных заболеваний в возрасте до 2-3 лет, могут привести к появлению не только легкой степени аутизма, но и к более серьезной его форме.

Иногда случается и так, что психически больные дети, имеющие нарушение эмоционального фона и отличающиеся его хрупкостью, могут просто закрыться внутри себя, отгородившись от внешнего мира под действием каких-либо неблагоприятных факторов (потеря близких, сильный испуг, скандалы и напряженная обстановка в семье).

Алгоритм действий после установки диагноза

Если все более-менее ясно с симптомами аутизма у детей, причины возникновения этого заболевания пока известны лишь в общих чертах. А это значит, что и специфического лечения пока что не разработано. К сожалению, нет какой-то таблетки или вакцины, которая защитила бы малышей от развития этого заболевания. Лечение аутизма у детей проходит в основном как корректировка симптомов заболевания, своеобразное «сглаживание острых углов». Задача врачей при лечении аутизма состоит в том, чтобы по максимуму реализовать потенциал ребенка и научить его социальным навыкам и коммуникации. Все методы лечения можно разделить на несколько групп:

  • Медикаментозное лечение назначается для устранения симптомов болезни. Иногда аутизм сопровождается синдромом протекающего кишечника, аутоагрессией, нехваткой определенных витаминов и минералов, судорогами. При агрессивном поведении назначают нейролептики или психотропные препараты, при эпилептической активности выписывают противосудорожные препараты и т. д.
  • Помощь психолога сложно недооценить в развитие детей с аутичным спектром. Психолог разрабатывает систему игровых форм, которые способны оказывать влияние на поведение и развитие ребенка, постепенно приводя их в норму. Не стоит говорить о том, что специалист должен быть высокой квалификации, обладать должными знаниями и умениями и обязательно любить детей. Только такой человек сможет попробовать найти «ключик» к непростому ребенку.
  • Коррекционные занятия являются обязательным методом в терапии, которые дополняют основные. Реабилитационные методики очень различаются между собой, это могут быть спортивные занятия, изобразительное искусство: то, чем интересуется ребенок. Так как аутичные дети зачастую очень любят животных, то их можно водить на иппотерапию или канис-терапию с участием лошадей или собак.

К сожалению, при аутизме не идет речи о полном излечении – это просто невозможно. Но привести функциональную деятельность мозга в норму можно. Универсального метода лечения не существует – каждый ребенок дает свою реакцию на те или иные методики. Поэтому программа реабилитации разрабатывается исключительно индивидуально, с учетом особенностей малыша.

Причины

На сегодняшний день большинство ученых считают, что причиной заболевания становятся нарушения в генетическом аппарате или врожденная генетическая наследственность. Очень часто первые признаки болезни можно заметить у грудничков или малышей первого года жизни. Однако эти проявления часто списывают на особенность характера или темперамента ребенка.

У мальчиков аутизм встречается гораздо чаще. Соотношение — 4:1. Девочки болеют реже. Часто малышки имеют высокую предрасположенность к болезни, если у их близких родственников или родителей есть данное заболевание.

Наследуется болезнь по аутосомно-рецессивному признаку. Это означает, что даже если оба родителя будут больны аутизмом, то риск рождения здорового ребенка у них составляет 25%.

Не только наследственная предрасположенность может привести к появлению заболевания. Есть научные исследования, которые показали связь между воздействием некоторых провоцирующих факторов на развитие болезни. Как правило, такое действие происходит во время внутриутробного роста малыша.

К таким провоцирующим факторам относят:

  • Инфицирование беременной женщины различными бактериальными или вирусными инфекциями. Особенно опасно такое заражение плода в период первых 8 недель внутриутробного развития.
  • Воздействие на будущего ребенка различных токсических химических веществ. Обычно это происходит, если мамочка во время беременности работает на вредных производствах или промышленных предприятиях.
  • Сильное ионизирующее излучение. Встречается на различных производствах, где проводятся работы с ультразвуком или инфракрасными лучами. Все виды радиоактивных излучений также могут повлиять на строение нервной системы, и вызвать симптомы аутизма.

Лечение аутизма: реабилитационные программы

Обучение детей с аутизмом проходит в основном с помощью поведенческой терапии. Она берет в основу поощрение за правильные действия и игнорирование нежелательных поступков. На сегодняшний момент наиболее известны следующие реабилитационные программы:

  • АВА-терапия. Методика заключается в пошаговом разборе каждого сложного действия на более мелкие «шажки». Например, если ребенку с трудом удается построить башню из кубиков, специалист сначала изучает каждое необходимое действие по очереди: поднятие руки, захват кубика и т. д. Каждое движение прорабатывается много раз, за правильные поступки ребенка поощряют. Занятие АВА–терапией отнимает очень много сил и времени, так как требуют постоянного оттачивания навыков. Обычно специалист назначают около 30 часов терапии в неделю, при этом обычно задействуется несколько психологов, владеющих этой методикой. В связи с этим этот вид коррекции доступен лишь небольшому количеству людей.
  • Программа «Развитие межличностных отношений» основана на тех эмоциональных стадиях, которые проходит здоровый ребенок во время своего развития. Дело в том, что аутичные дети нередко «выпадают» из социума из-за своих несовершенных навыков коммуникации и эмпатии. РМО помогает частично восстановить их и приблизить ребенка к нормальному функционированию в обществе. В отличие от АВА-терапии, этот метод не использует никаких наград, так как считается, что естественных положительных эмоций от общения с другими вполне достаточно.
  • Сенсорная интеграция очень хорошо зарекомендовала себя в терапии детей-аутистов. Во время этой методики ребят учат адекватно воспринимать потоки информации, поступающие с помощью органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха. Этот метод особенно хорошо работает в тех случаях, при которых ребенок страдает от резких звуков, прикосновений или других нарушений.
  • Программа «Игровое время» не требует от родителей многочасовых трудов, достаточно лишь нескольких занятий в неделю. В отличие от АВА-терапии, эта методика не использует элементы «дрессуры», а наоборот, стремится наладить контакт с ребенком путем подражания и имитации его действий.

Лечение и образ жизни

Полностью вылечить такое нарушение нельзя, но в большинстве случаев его можно скорректировать, сгладив симптомы. Однако процесс этот долгий и очень трудный, истощающий родителей не только физически, но и морально, и далеко не всегда приводящий к успеху.

Лекарственные препараты в этом случае бесполезны, они могут лишь немного ослаблять сопутствующие симптомы. Как показывают проведенные тесты, основным лечением при аутизме является психиатрическая терапия и помощь в социальной адаптации.

Многие исследования этой сферы психических нарушений не смогли дать точную картину определенной методики лечения маленьких пациентов, поскольку каждый из случаев уникален и требует индивидуального подхода от специалистов и родителей.

Но как показали многие тесты, в большинстве случаев специальная музыкальная терапия для детей с аутизмом дает немало положительных результатов, выраженных в виде улучшения не только моторики и речи, но и в появлении самоопределения, некоторой уверенности в себе, в социальной адаптации и общении с людьми.

Ежедневные сеансы специально подобранной музыки и звуков природы помогают улучшить сенсорное восприятие, познание, открыть в ребенке особые стороны и таланты. На агрессивных детей с неадекватностью поведения методика оказывает, прежде всего, успокаивающее действие. Такая терапия практикуется уже несколько десятков лет.

Образ жизни малышей с аутизмом требует соблюдения некоторых строгих правил:

  • Воспитание и обучение таких детей должно проходить не только дома и в лечебных учреждениях, но и на специальных занятиях. Родителям важно водить к психологу не только малыша, но и самим посещать консультации, ведь занятия с ребенком, не приносящие особых видимых результатов, сильно сказываются и на их моральном состоянии.
  • Важно найти для крохи квалифицированного психиатра. Он должен быть один, поскольку малыши с аутизмом тяжело привыкают к людям, и смена специалистов не пойдет на пользу его состоянию.
  • Следует разработать строгий распорядок дня и четко его придерживаться, поскольку основу терапии составляет постоянное (ежедневное) повторение одних и тех же действий, чтобы необходимый навык закрепился и не был утрачен в дальнейшем.
  • Родителям такого ребенка необходим отдых и общение с близкими других малышей с такой же проблемой. Существуют специальные группы психологической помощи в таких ситуациях, где люди могут не только поговорить, но и поделиться опытом, посоветоваться, найти поддержку.
  • Пытаясь привлечь внимание малыша и завладеть им, нельзя повышать голос или менять интонацию, нужно полностью сохранять спокойствие.
  • Запрещается лишать малыша привычной для него обстановки, это может привести к нервному срыву и ухудшению состояния.

Прогнозов при аутизме ставить нельзя, поскольку каждый случай уникален и совершенно непредсказуем. Родителям важно сразу понять и принять тот факт, что полностью вылечить ребенка не получится, а потому не нужно ждать, что через месяц или два все пройдет и малыш станет полностью нормальным.

Напрасные ожидания обычно приводят к тяжелым разочарованиям и отчаянью, а здесь нужно максимально сохранять выдержку и спокойствие.

Автор: Ваганова Ирина Станиславовна, врач

Мнение специалистов

На фото дети с аутизмом никак не отличаются от здоровых. Выдает их только взгляд, обращенный внутрь себя и не направленный ни на что конкретное. Но в реальности специалисту после непродолжительного наблюдения за таким ребенком быстро становится понятно, есть у малыша аутизм или нет. Для облегчения жизни родителям врачи выработали несколько правил, которые должны помочь взрослым справиться с тяжелым диагнозом и найти в себе силы жить дальше. Вот что советуют психологи:

  • Не ищите лекарства от аутизма. Его пока, к сожалению, не придумали. Некоторые методики рекламируют как единственно верные и правильные, но это не так.
  • Учитывайте индивидуальность ребенка и его вида заболевания. Как мы уже говорили, не бывает одинаковых детей с аутизмом. Роль родителей в воспитательном процессе очень высока, ведь именно они наблюдают за своим ребенком и видят, какие занятия доставляют ему радость. Поэтому тут важен еще и творческий подход, ведь нужно иногда «из ничего» придумать целую систему реабилитации, в которой ключевым элементом станет не желаемый результат, а сам ребенок.
  • Любите своего ребенка, а не диагноз. Между вашим ребенком и здоровыми детьми больше сходства, чем отличий. Дети с аутичным спектром так же хотят быть любимыми, они любят играть и заниматься, просто делают это немного в другой манере. Отбросьте диагноз и перестаньте сравнивать своего ребенка с другими детьми – так вам будет проще принять тяжелую ситуацию.

Аутизм — непростое заболевание, но и с ним можно прожить долгую и счастливую жизнь. Мамам и папам стоит помнить о том, что подобные дети нуждаются в особом внимании и заботе. Дети, страдающие аутизмом, могут достичь многого только с помощью поддержки родных и грамотных реабилитационных действий.

Особенности лечения

Главные методы лечения заболевания — психотерапия и социальная адаптация.

Терапия аутизма является длительным и сложным процессом, тяжелым как физически, так и морально. Родители должны приготовиться к тому, что лечение может не только способствовать снижению проявлений патологии, но и не принести положительного результата спустя годы.

Рекомендации для родителей:

  • Терапия должна проводиться не только в условиях стационара, но и дома, в детском саду, в общественных местах.
    Родители должны посещать психолога, как и ребенок.
  • Следует найти х орошего специалиста по психиатрии для долгосрочных занятий
    с малышом, поскольку смена врачей может способствовать ухудшению состояния маленького пациента.
  • Повторение — важнейшее условие эффективной терапии. Нужно систематически повторять ребенку определенные вещи,
    а когда он их запомнит, следует время от времени возвращаться к ним.
  • Мама и папа, уделяющие много времени и сил лечению ребенка, должны отдыхать
    . Нет ничего зазорного в том, чтобы ездить на море вдвоем раз в год для восполнения энергии и улучшения настроения.
  • Важно сформировать распорядок дня
    малыша.
  • Нелишним будет опыт общения родителей с мамами и папами аутистов
    . Так проблема будет восприниматься легче, а полученные знания помогут найти верное направление лечения.
  • Необходимо научиться овладевать вниманием ребенка, обращаясь к нему несколько раз по имени
    . Ни в коем случае нельзя допускать повышения голоса и появления агрессивных интонаций.
  • Запрещено менять обстановку
    , к которой привык малыш.

Аутизм у детей: симптомы и лечение с комплексным подходом

Ряд клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Израиле и не только предлагают комплексное лечение аутизма. Основываясь на том, что аутизм имеет множественные симптомы нарушений, лечение ребенка осуществляется сразу несколькими специалистами. Обычно это:

  • психиатр
  • психолог
  • невролог
  • коррекционный педагог

Иногда к лечению подключаются эндокринологи, нейрофизиологи и другие специалисты. Комплексный подход позволяет учесть больше нюансов в реабилитации ребенка и качественной диагностике и снимает с родителей необходимость самостоятельно бегать по специалистам или искать сомнительное народное лечение.

Однако клиники Москвы или Израиля, где лечат заболевания аутистического спектра, далеко не каждой семье доступны финансово. Даже эпизодическое наблюдение и лечение, например, у специалиста по биомедицинскому подходу, часто приводят семью на грань абсолютной нищеты. Но чего не сделаешь для здоровья собственного ребенка? И мы пробуем одну методику за другой в надежде отыскать то, что все-таки поможет.

Симптомы аутизма

Аутизм по-разному проявляется у разных людей. Каждый больной аутизмом неповторим.

Для того чтобы поставить диагноз «аутизм», пациент должен иметь следующую триаду симптомов аутизма:

  • нарушения во взаимной коммуникации;
  • недостаточность социальных взаимодействий;
  • ограниченные интересы, ритуальные действия, повторяющееся поведение.

По отдельности эти признаки аутизма можно наблюдать и у обычных людей, наличие же их сочетания у одного человека дает основания для предположения у него расстройства аутистического характера.

Выраженнее всего симптомы аутизма в детском возрасте, также их можно наблюдать и у взрослых, но в более мягкой форме.

Признаки аутизма изменяются вместе с возрастом больного.

В большинстве случаев признаки аутизма у детей проявляются уже в первый год жизни. К ним относят следующее поведение ребенка до 2-летнего возраста:

  • Малыш почти не улыбается;
  • Ребенок не смотрит на лица родителей;
  • Ребенок не проявляет привязанности к матери: не улыбается, когда видит ее, не плачет, когда она уходит, не просится на руки;
  • К 1 году ребенок не гулит, к 16 месяцам – не говорит простые слова, к 2 годам – не произносит простых предложений;
  • Малыш проявляет агрессивность к другим детям, не играет и не общается с ними;
  • Ребенок неадекватно реагирует на несильные раздражители (неяркий свет, негромкий шум), очень пугается при этом;
  • Малыш играет лишь с одной игрушкой или ее частью и оставляет без внимания другие игрушки.

Такое поведение ребенка еще не является признаками аутизма, но обязательно должно насторожить родителей.

В возрасте от 2 до 11 лет симптомы аутизма у детей сохраняются те же, также к ним добавляются новые:

  • Ребенок все время может повторять один и тот же звук или слово;
  • В 3-4 года знает только несколько слов или совсем не разговаривает;
  • Малыш сам не начинает разговор, не поддерживает его и не стремится к общению;
  • Смена привычной для ребенка обстановки вызывает у него тревогу. Он придерживается некоторых стереотипных действий (так называемых ритуалов);
  • Ребенок с трудом приобретает новые навыки. Достигнув школьного возраста, он не может научиться читать и писать;
  • Ребенок может проявлять интерес к какому-нибудь виду деятельности: математике, музыке, рисованию.

В 11-12 лет ребенок с аутизмом, как правило, осваивает элементарные навыки общения с окружающими, но, несмотря на это, всегда проявляет стремление к одиночеству, не имея потребности в общении.

Половое развитие аутичного ребенка протекает довольно сложно. Он может проявлять агрессию к окружающим, у него может развиться тревожное расстройство, депрессия или эпилепсия.

Признаки аутизма во взрослом возрасте зависят от тяжести протекания заболевания. Обычно они проявляются в следующем:

  • непонимание простых правил общения: человек может слишком пристально смотреть в глаза собеседнику или избегать зрительного контакта, может стоять слишком близко к собеседнику или, наоборот, сильно удалиться от него, может говорить очень громко или очень тихо;
  • обедненная мимика и жестикуляция;
  • непонимание эмоций, чувств и намерений окружающих;
  • отсутствие осознания того, что данное поведение может кого-то обидеть;
  • человек не может первым начать разговор;
  • отсутствие способности выстраивать дружеские или романтические отношения;
  • небольшой словарный запас, частое повторение определенных слов и фраз;
  • отсутствие интонаций в речи;
  • спокойствие и уверенность в привычных ситуациях, сильные переживания при смене обстановки и изменении ситуации;
  • сильная привязанность к отдельным местам, предметам, привычка.

Легкая форма аутизма позволяет человеку в 20-25 лет жить самостоятельно и независимо от родителей, в той или иной степени. Это становится возможным, если аутист имеет достаточные умственные способности и навыки общения с окружающими.

Более тяжелые формы аутизма требуют постоянного присмотра за больным его близкими, особенно в тех случаях, когда он имеет слабый интеллект и не умеет разговаривать.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Пн-Пт: 07:30-19:00
Сб-Вс: 09:00-15:00
Московская область,
Раменское, ул. Лучистая, 9
Медицинский центр «СалютэМед» © 2024
Реквизиты, лицензия, выписка из госреестра