Чрезмерная активность ребенка зачастую свидетельствует о таком диагнозе, как гиперактивность. В данной статье раскрывается понятие гиперактивности у детей дошкольного возраста, лечение, а также особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми.
Что такое гиперактивность
Гиперактивность – это совокупность подвижного беспокойства, непоседливости, большого количества лишних движений, недостаточной целеустремленности движений, аффективного возбуждения, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания.
Данное поведение чаще наблюдается у мальчиков, нежели у девочек. Причины могут быть следующие: выше уязвимость мозга плодов мужского пола от различных видов патологий беременности и родов, при которых страдает мозг. Кроме того, считают, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсирования нарушений тех или иных психических функций.
Симптомы
Понаблюдайте за вашим чадом. Присутствуют ли у ребенка в возрасте до 7 лет такие признаки поведения? Была ли их длительность более шести месяцев?
Положительный ответ – 1 балл.
Отрицательный ответ – 0 баллов.
Если в результате наберется 8 баллов и более, ребенка следует показать специалисту.
- Суетливые движения руками и ногами; извивается, сидя на стуле (у старших детей возможно субъективное чувство нетерпимости).
- Ребенку сложно усидеть на стуле, когда он выполняет задание.
- Легко отвлекается на сторонние влияния.
- Крохе сложно дождаться своей очереди, чтобы вступить в игру.
- Отвечает на вопросы без раздумий, даже раньше, чем вопрос окончен.
- Ребенку сложно выполнять инструкции.
- Малышу сложно удерживать внимание, выполняя задания или играя.
- Часто переходит от одного незаконченного дела к другому.
- Во время игр кроха обеспокоен.
- Часто слишком много говорит.
- Во время разговора постоянно прерывает остальных, навязывает свое мнение.
- Часто, кажется, что кроха не слышит, что ему говорят.
- Зачастую теряет вещи, необходимые для занятий дома или в группе (игрушки, карандаши, книги и тому подобное).
- Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, перебегает дорогу).
Причины
Большинство специалистов считают, что самыми распространенными причинами гиперактивности являются:
- Органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция).
- Патология беременности (осложнения во время беременности, диатез, хронические соматические заболевания роженицы).
- Генетический фактор (наследственность, то есть синдром дефицита внимания может носить семейный характер).
- Дисфункция активизирующих систем ЦНС.
- Пищевые факторы (питание, которое содержит большое количество углеводов, приводит к ухудшению показателей внимания).
- Социальные факторы (вседозволенность, отсутствие системы воспитательного влияния на ребенка).
- Психические отклонения родителей.
- Алкоголизм и отклонения в сексуальном поведении родителей.
- Курение матерей, особенно во время беременности.
Но не все дети, которые принадлежат к группе риска, обязательно являются гиперактивными! Если все проблемы не исчезли к первому дню рождения малыша, их можно устранить позже.
Факторы
Причины возникновения синдрома достоверно неизвестны. Выяснено лишь, что заболевание связано со структурными изменениями головного мозга, из-за чего нарушается регуляция нервной системы, провоцируется образование лишнего количества нервных импульсов.
Однако по результатам наблюдений установлены факторы, определяющие предрасположенность к гиперактивности.
Все факторы можно разделить на три группы:
- Проблемы во время беременности.
- Неблагоприятное течение родов.
- Иные факторы.
Среди факторов, связанных с беременностью, выделяют:
- Кислородное голодание плода.
- Стрессовое состояние будущей мамы.
- Курение.
- Плохое питание.
Факторы, связанные с родами:
- Стимуляция родов, применение щипцов, вакуума. Кесарево сечение.
- Стремительные роды.
- Затяжные роды с длительным безводным периодом.
- Преждевременные роды.
Среди прочих факторов выделяют:
- Наследственную предрасположенность.
- Стрессовую обстановку в семье.
- Отравление тяжелыми металлами.
Все эти факторы не обязательно провоцируют развитие гиперактивности, но играют немалую роль в ее проявлении.
Разновидности
Выделяют три вида проявления гиперактивности у детей. Рассмотрим их более детально.
Гиперактивность с синдромом дефицита внимания (СДВГ)
При таком диагнозе ребенку трудно сконцентрировать внимание, присутствует повышенная неуправляемая активность и импульсивность. Во время выполнения заданий, малыш допускает ошибки, так как невнимателен и непоседлив. Часто кроха не доводит начатое дело до конца. Ребенок может терять вещи, зачастую не выполняет поставленные инструкции.
Синдром дефицита внимания без гиперактивности
Наблюдается нарушение произвольного внимания. При этом интеллектуальное развитие малышей находится на уровне нормы, но не проявляется в полной мере из-за «витания в облаках». Чаще это присуще девочкам. В выполнении заданий чадо не обращает внимания на детали. Малыш медлителен. Часто таких деток считают ленивыми.
Гиперактивность без дефицита внимания
Встречается довольно редко.
Возможные последствия
Излишнюю активность у ребенка родители начинают замечать в 4-5 лет. В случае подтверждения специалистами диагноза СДВГ, важно незамедлительно проводить коррекцию гиперактивности дошкольника. В ином случае в школе чадо столкнется с множеством проблем. Малышу сложно будет выполнять задания, слушать учителя, следовать инструкциям. Дефицит внимания и гиперактивности ведут к тому, что у ребенка с нормальным или высоким интеллектом появляются сложности с овладением письмом и чтением. В работах ребенка присутствует много ошибок. Таким детям трудно адаптироваться к новому коллективу.
В подростковый период дети, имеющие СДВГ, склонны к появлению устойчивого плохого поведения и агрессии, раннему курению или приему наркотиков.
Диагностика
Заметив в поведении ребенка признаки гиперактивности, стоит незамедлительно обратиться к специалистам для подтверждения или исключения СДВГ:
- неврологу;
- психиатру;
- психологу.
Диагностика гиперактивности у детей дошкольного возраста проводится с помощью наблюдения за маленьким пациентом, заполнения родителями анкет, интервью или бесед, нейропсихологического тестирования. При подтверждении диагноза врачами подбирается соответствующая коррекционная работа с гиперактивными детьми.
В каких случаях помощь специалиста необходима?
Гиперактивность у ребенка дошкольного возраста со временем может начать проявляться более выраженно, например, в детском саду, в период подготовки к школе. Вследствие повышения физических и умственных нагрузок, у детей с гиперактивностью начинаются серьезные проблемы: нервная система не успевает подстроиться под новый, более активный жизненный ритм. По этой причине ребенок с гиперактивностью, не уступающий своим сверстникам в интеллектуальном развитии, будет неспособен освоить дошкольную учебную программу, вследствие чего могут усилиться неуравновешенность, вспыльчивость, что может спровоцировать физические недомогания: постоянные головные боли вследствие перенапряжения, и, в дальнейшем, расстройство психики. Будучи неспособен выполнить то или иное задание, вследствие неспособности сосредоточиться, ребенок охладеет к учебному процессу, в то же время разовьются комплексы из-за заниженной самооценки ввиду неспособности освоить тот или иной предмет.
Чтобы избежать подобных последствий, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или детскому психологу. Важный момент: не следует спешить начинать лечение психостимуляторами в погоне за быстрым и легким результатом. Детская психика и нервная система не настолько стабильны, как у взрослых людей, и дополнительное воздействие психостимуляторв, наряду с положительным эффектом, может вызвать ряд побочных действий в виде головных болей, усугубления нарушений сна, повышения нервозности, замкнутости. Психостимуляторы назначаются лишь при запущенных формах гиперактивности, когда другие терапевтические методы не работают.
Также важно помнить: результаты терапии, проводимой доктором, могут сводиться к нулю, если дома и в детском саду будут сохраняться условия, провоцирующие гиперактивность. Воспитатели и родители должны пересмотреть некоторые аспекты общения с гиперактивным ребенком, иначе эффекта от терапии не будет.
Лечение
С целью лечения СДВГ используют медикаментозные и немедикаментозные методы.
К лекарственным препаратам прибегают в редких случаях, когда остальные способы не дали желаемый результат.
Для коррекции поведения малыша существуют следующие нелекарственные направления:
- Систематическая работа с психологом. Специалист подберет упражнения для контроля внимания, развития памяти, речи. Психолог поможет ребенку научиться верить в себя.
- Соответствующая физическая активность. Для детей важно выплеснуть накопившуюся энергию. Выбирая вид спорта, желательно отдать преимущество плаванию, велоспорту, катанию на лыжах, коньках. Не стоит останавливаться на командном спорте и наличии соревновательных элементов.
- Психотерапия для всей семьи. Излишняя активность чада накладывает отпечаток на поведение родителей. Мама и папа становятся раздражительнее, импульсивнее. У женщин чаще появляется депрессия. Посещение психотерапевта поможет справиться с проблемой вместе.
Рекомендации родителям
Если у Вашего ребенка есть устойчивые признаки гиперактивности, необходимо обязательно проконсультироваться с неврологом и психологом. Специалисты проведут диагностику физического и психического развития малыша, по результатам которой составят индивидуальный план лечения и коррекции поведения. То, в каком окружении обычно находится активный и гиперактивный ребенок, сильно влияет на его поведение, поэтому родителям важно придерживаться следующих принципов:
- Создайте дома спокойную обстановку;
- Не наказывайте и не ругайте ребенка за «плохое» поведение;
- Соблюдайте режим дня;
- Питание должно быть сбалансированным;
- Предоставьте малышу возможность выплескивать накопившуюся энергию (занятия спортом, активные игры на прогулке);
- Ограничивайте ребенка в просмотре телевизора и использовании гаджетов;
- Проводите больше времени на свежем воздухе;
- Избегайте шумных мест и больших скоплений людей;
- Вводите в обиход спокойные игры и занятия творчеством;
- Давайте ребенку конкретные просьбы и поручения;
- Прививайте малышу навыки самоорганизации. Для этого можно использовать различные наглядные материалы, или памятки (например, схематичные изображения действий, которые ребенок должен выполнить перед сном: почистить зубы, умыться, надеть пижаму, лечь в кровать).
Гиперактивные дети часто сталкиваются с негативным отношением со стороны людей, которые не разбираются в особенностях функционирования нервной системы и детской психологии. Именно поэтому таким детям нужна особая поддержка и принятие близких людей.
Как общаться с гиперактивным ребенком
Сейчас все больше деток являются гиперактивными. Справляться с такими крохами сложно, но возможно. Главное в общении с чрезмерно активными дошкольниками – это спокойствие, мягкость и в то же время четкость.
Советы здравомыслящим родителям:
- Ребенок не виноват в чрезмерной активности, поэтому не стоит его ругать и наказывать за это. Как следствие может пострадать самооценка, возникнуть чувство вины перед родителями.
- Научить малыша управлять собой – ваше первоочередное задание. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные игры». Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у деток. Родителям следует научить кроху избавляться от лишней энергии.
- В воспитании нужно избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости и выдвижения слишком высоких требований. Нельзя допускать вседозволенности: чадам необходимо четко разъяснять правила поведения в разных ситуациях. Но количество возражений и запретов должно быть сведено к минимуму.
- Дошкольника нужно хвалить в любом случае, когда он смог довести до конца начатое дело. На примере относительно простых заданий следует научить кроху правильно распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест большого скопления людей (супермаркеты, рынки прочее).
- В некоторых случаях избыточная активность и возбужденность могут быть результатом слишком высоких требований, которые ставят родители к ребенку. Особенно, если малыш не в силах им соответствовать из-за своих природных способностей. В таком случае родителям надо быть менее требовательными, пытаться уменьшить нагрузку.
- Причиной повышенной возбужденности может стать недостаточная физическая активность. Нельзя сдерживать естественную необходимость ребенка играть в подвижные игры, бегать, прыгать.
- Иногда нарушения в поведении могут являться реакцией малыша на психическую травму (например, на развод родителей, конфликт в коллективе, с родителями, плохое отношение к ребенку).
- Полезны таким детям активные виды спорта.
- Обучайте дошкольника пассивным играм, чтению, рисованию, лепке. Даже если ребенок часто отвлекается, необходимо, после удовлетворения иного интереса, вернуться к начатому делу и довести его до конца.
- Научите кроху расслабляться. Квалифицированный психолог подскажет, что этому может способствовать: йога, арт- или сказкотерапия, медитация.
- Не забывайте говорить чаду, как сильно вы его любите!
Нужно ли лечить ребенка
Бывает так, что наличие симптомов, о которых говорилось выше, не является патологией. Ребенку не требуется специфическое лечение.
Не следует беспокоиться, если:
- Малыш активно двигается в течение дня, но, устав, предпочитает более спокойную деятельность (гиперактивные дети практически не устают).
- Он нормально спит днем и почти не просыпается ночью (в зависимости от возраста).
- Во время истерики малыша легко успокоить, отвлечь чем-то интересным для него.
- Малыш не проявляет чрезмерной агрессии, в конце первого года жизни начинает адекватно реагировать на запреты.
Во всех других ситуациях потребуется врачебная помощь.
У вас гиперактивный ребенок? Как помочь такому малышу? У нас есть много советов и рекомендаций на эту тему. Читайте такие статьи:
- Описание болезни, ее признаки и методы диагностики.
- Основные способы лечения таких деток.
- Каковы причины гиперактивности?
- Основные симптомы болезни.
Гиперактивный ребенок в детском саду
Часто воспитатели жалуются на «неуправляемость» малыша. Но стоит подобрать к ребенку подход, и он станет гордостью группы. Следующие советы помогут воспитателю справиться с гиперактивными дошколятами.
- Старайтесь индивидуализировать работу.
- Поощряйте хорошее поведение как можно чаще и по возможности игнорируйте провокационные поступки малыша.
- Во время занятий постарайтесь минимизировать отвлекающие факторы.
- Выберите оптимальное место для гиперактивного ребенка (например, в центре группы, напротив доски).
- Дайте ребенку возможность быстро обратиться к воспитателю за помощью, если ему сложно что-либо выполнить (можно ввести невербальные сигналы).
- Обязательно пишите задания на доске.
- На протяжении определенного промежутка времени давайте только одно задание, старайтесь его дозировать и обязательно контролируйте выполнение.
- Посадите рядом с терпеливым, спокойным соседом, если есть возможность – то одного.
- Планируйте на протяжении дня подвижную разрядку: физкультминутки, подвижные игры, динамические часы.
- Указания давайте четко, кратко, не более чем 10 словами.
Выводы
Многие дети дошкольного и младшего школьного возраста в глазах взрослых выглядят чересчур активными. Они постоянно находятся в движении, любят подвижные игры, не могут усидеть на месте. И это нормально, ведь активный малыш – это здоровый ребенок. Но некоторые дети не становятся спокойнее даже в незнакомой обстановке, их активность навязчива, она мешает им усваивать информацию и адаптироваться в группе сверстников. Нервная система гиперактивных детей слишком возбудима и с трудом справляется с большим количеством раздражителей, в результате чего возникает невнимательность, импульсивность, неспособность контролировать поведение. Чтобы помочь гиперактивному ребенку справиться с трудностями, нужно выработать особой воспитательный подход к малышу, принимать его таким, какой он есть, и не ругать его за «плохое» поведение. Благоприятная обстановка дома, режим дня, занятия спортом, специальные игры и другие важные вещи – это то, что могут использовать родители во благо своему крохе.