Темповая задержка речевого развития (ТЗРР) − явление, требующее комплексной диагностики для постановки диагноза. Многие родители не обращают внимания на лепет ребенка до трех лет. Действительно, все дети разные: одни бессвязно бормочут и долго не выговаривают конкретные звуки, у других речь чистая. Тот факт, что малыш долго молчит, не всегда является патологией, но лучше в этом убедиться, посетив специалиста.
По статистике, отклонение регистрируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР, или задержка речевого развития, встречается у 3–10% детей. Нарушение затрагивает все компоненты речи: воспроизведение звуков, словарный запас, грамматику фраз и умение связывать слова. Код по МКБ-10 – F 80.
Этапы развития речевых навыков
Специалисты выработали нормы, согласно которым происходит формирование речевых навыков. Соответственно, отклонения от графика – тревожный звоночек.
До года
Начиная с рождения можно говорить о появлении речи. Новорожденные уже способны выражать первые впечатления от окружающего мира, чем дальше – тем больше у малютки способов выразить свои ощущения.
- С первых дней – крики. Первым, самым громким, детишки торжественно обозначают прощание с маминым животиком.
- С двух месяцев до полугода – гулящие звукосочетания (агуканье, гугуканье).
- С 4 до 8 – лепетание (слоги: «ма-ма-ма», «ня-ня-ня»,«да-да-да», «ба-ба-ба»).
- 11-12 месяцев – первые осознанные слова, состоящие из комбинации простых слоговых повторений («дай», «на», «мама», «папа», «дядя», «ама-няма»).
- Начиная с полутора лет лексикон расширяется, в обиходе появляются термины («анана»- банан, «бибика» – автомобиль, «куп-куп» – принятие ванны).
- С 1 года 8 месяцев они складываются в простейшие предложения («мама дай»).
Если вы обратили внимания на отставание от данных нормативов – требуется диагностика, речь может идти о задержке речевого развития.
От года и старше
После первого Дня Рождения карапуз запоминает большее число новых словечек. Возрастные нормы расширения словарного запаса такие:
- Для годовалого младенца – 4-6 слов.
- В полтора года возрастает до 25-40.
- Двухгодовалые непоседы употребляют 50-200 терминов.
- Трехгодовалые увеличивают эту цифру до 750-1000.
- В четыре ограничивается полутора или двумя тысячами понятий.
- К пятилетию в обиходе уже примерно 2200.
Само собой, бессмысленно хвостом ходить за сыном или дочерью, записывая и тщательно подсчитывая сказанное. Подобная задача ложится на плечи логопедов – они используют специальные тесты для определения активного и пассивного словарного запаса.
Самые частые ошибки родителей, приводящие к проблеме
У родителей должно быть безусловное эмоциональное принятие ребёнка, несмотря на особенности детей с ЗПРР. При удовлетворении потребностей в безопасности, любви и заботе зарождается эмоциональная близость с членами семьи. На этом фоне появляется стремление быть в обществе других людей и создавать тёплые и доверительные отношения. Надо уделять внимание не только здоровью и питанию, но и настроению, потребностям, контакту с малышом.
Не стоит ждать до четырёх или пяти лет, чтобы обратиться к логопеду для постановки звуков. Коррекцией задержки развития речи нужно заниматься в более раннем возрасте, и она осуществляется несколько иначе, чем исправление неверного произношения. Отсутствие коррекционных мер приведёт к тому, что задержка речи перерастёт в общее недоразвитие речи, что влечёт за собой отставание в развитии ребёнка и стабильное снижение интеллекта.
Некоторые родители не хотят идти на эти занятия, не понимая, что не только занятия с логопедом и медикаментозное лечение, а ещё и коррекционные программы, грамотно выстроенная психотерапевтическая среда помогут решить/вылечить проблему.
Дети с ЗПР требуют лечения, которое начинается со внедрения правильных установок в стратегию общения его родителей. Неправильное родительское поведение в подобных случаях ухудшает и так неблагоприятную обстановку развития малыша. Надо помнить о том, что на ребёнке не должны отражаться социальные и возрастные кризисы семьи. Малыш тянется к взрослым и будет больше похож интеллектуально на того родителя, с которым он интенсивнее общается, кому подражает.
Разновидности задержки речевого развития
Дефектологи выделяют следующие виды ЗРР:
- Темповая задержка речевого развития
: ребенок начинает говорить позже, но понимает речь на слух. Вместо речи малыш жестикулирует, может показать при помощи мимики то, что хочет. Дошкольники с темповой ЗРР могут внезапно начать разговаривать. Специалисты называют это явление “языковым взрывом”. - Алалия – нарушение, связанное с органическим поражением головного мозга, которое проявляется в виде полного очень скудного словарного запаса полного отсутствия речи.
- Задержка речи, вследствие снижения слуха
.
Кодификация нарушений речи по МКБ 10
В МКБ 10 каждому речевому нарушению присвоен определенный код. Основные коды и пояснения к ним представлены в таблице.
Код МКБ-10 | Название | Расшифровка |
F80.0 | Характерные нарушения речевой артикуляции | Дислалия – неправильное произношение звуков при сохраненных иннервации и слухе |
F80.1 | Нарушение экспрессивной (собственной) речи | Моторная алалия – недоразвитость/отсутствие речи. Ее причина – в органическом поражении мозга |
F80.2 | Невозможность рецептивной речи | Сенсорная алалия – ребенок не в состоянии понять речь из-за патологий речеслухового анализатора |
F80.3 | Приобретенная эпилепсия с афазией | Детская афазия, или потеря способности разговаривать после периода нормального развития |
F80.9 | Неуточненные нарушения речи | Общее недоразвитие речи с неясным патогенезом |
F81.0 | Нарушение чтения | Дислексия, которая может сочетаться с дисграфией |
F81.1 | Невозможность/затруднение спеллингования | Затруднения при переводе устной речи в письменную (и наоборот) |
F81.2 | Нарушен процесс счета | Дискалькулия |
F98.5 | Заикание или запинание | Заикание при разговоре в спокойных условиях |
F98.6 | Разговор взахлеб | Тахилалия |
R47.0 | Афазия | Отсутствие или нарушение ранее имевшейся речи |
R47.1 | Диз- или анартрия | Нарушение или отсутствие речи из-за поражения нервно-мышечного аппарата |
R49.0 | Дисфония | Нарушения голоса из-за поражений гортани различной этиологии |
R49.1 | Афония | Отсутствие возможности говорить |
R49.2 | Ринолалия | Гнусавость (встречается открытая и закрытая) |
Причины
Этиология нарушения связывается с двумя группами причин:
Органические, связанные с некорректной работой определенных отделов мозга. Связаны с:
- Застоем плода в родовых путях, ведущего к гипоксии
- Травмами головы
- Интоксикацией в утробе (сказываются вредные привычки матери) или постнатальный период
- Постинфекционными осложнениями
Социальные причины, выражаются в отсутствии общения.
- Длительные болезни, препятствующие контакту с ровесниками.
- Гиперопека, мешающая формированию социальных связей.
- Игнорирование ребенка со стороны родителей, нежелание взаимодействовать с ним.
- Нарушения слуха, затрудняющие понимание.
Характеристика детей с ЗРР до года
ЗРР — заболевание, которое диагностируют детям до 5 лет. До этого возраста есть серьезные шансы, что дошкольник сможет нагнать своих сверстников.
Справка: согласно исследованиям, отделы мозга, отвечающие за речь, окончательно формируются к трем годам.
Человек на первом году жизни еще не владеет необходимыми навыками для полноценного общения. Но ему доступна имитация. Именно благодаря ей закладывается основа для понимания норм речи, единиц языка и правил их использования. В этом возрасте сложно выявить ЗРР, но при внимательном наблюдении можно заметить ряд признаков, указывающих на нарушение.
Характеристика ЗРР в первый год жизни (внешние проявления):
- плохая или полностью отсутствующая реакция на обращенную речь;
- со стороны НС наблюдается повышенная возбудимость или пассивность;
- при манипуляциях с игрушками нет определенной цели;
- рот постоянно приоткрыт;
- отсутствует лепет, первые слова;
- отсутствуют эмоциональные реакции (не улыбается, не реагирует на голос матери);
- наблюдаются проблемы с глотанием, сосанием.
В первый год жизни ЗРР еще не сильно влияет на психическое развитие. За исключением ряда признаков, общая психолого-педагогическая характеристика ребенка с ЗРР ничем не отличается от нормы.
Диагностика
Диагностика включает в себя следующие обследования:
- Невропатолог даст направление на обследования мозга, проанализирует их результаты и примет решения о назначении лекарственной терапии.
- ЭЭГ и компьютерная томография позволяют выявить мозговые нарушения.
- Отоларинголог проверит слух – возможно, проблема связана с его нарушением.
- Логопед-дефектолог и психолог произведут оценку общего развития и предоставят коррекционную методику преодоления недуга.
Инвалидность
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:. Активные игры на свежем воздухе. Ещё Конкурсы Доска объявлений Поиск подруг Каталог учреждений. Совместные покупки. Присоединяйтесь к нам в соцсетях:. Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:.
· И диагноз невролога g ОНР ур, дизартрия в резидуральном периоде перинатального пораженияЦНС И еще Окулист добавил ангиопатия сетчатки по смешанному типу h фоновая ритинопатия и ретинальные сосудистые изменения.
Лечение и коррекция
Задержка речевого развития требует комплексного лечения. Невролог назначает лекарственную терапию, которая в комплексе с коррекционными занятиями позволяется запустить речь
Лекарственные препараты
Врачи назначают следующие медикаменты:
- Когитум при зрр – распространенное средство, назначаемое детишкам начиная с младшего школьного возраста. Содержимое ампулы переливается в чашечку, после чего выпивается. Разбавлять или маскировать вкус не обязательно – раствор специально адаптирован для приема малышами, имеет приятный сладковатый вкус. Число ампул, принимаемых ежесуточно, зависит от возраста: 1 штуку – с 7 до 10 лет. 2 штуки – с 10 до 18. 3 – для взрослых, начиная с совершеннолетия. Однако, нормы могут корректироваться в индивидуальном порядке лечащим врачом, потому самостоятельное назначение препарата – не лучшая идея.
Также при зрр могут назначить:
- Глиатилин
- Пантогам
- Глицин
- Циннаризин
- Магне B6
- Нейромультивит.
Многие мамы опасаются лекарств, считая, что все исправится по мере взросления. Это ошибочное мнение. Задержки речевого развития во многом связаны с работой мозга, а значит, если эту часть организма не поддерживать, лечение не будет эффективным.
Массаж
Массаж при задержке речевого развития показывает крайне высокие результаты. Массировать полезно: мышцы лица, шейную и лопаточную зону, живот, руки.
Грамотная работа массажиста у новорожденных считается одной из лучших профилактических мер для данной проблематики.
Коррекционная работа
Упражнения и игры будут не менее полезны.
Пальчиковые игры и рисование.
Лото, Бинго – при условии, что цифры заменены словами.
Нажимание кнопок, застегивание молний, игры с ключами и отверстиями.
Пальчиковый театр. Куколок нетрудно сшить из фетра самостоятельно или купить в детском магазине.
Аппликации из цветной бумаги или природных материалов.
Игры с мозаикой – развивают работу пальчиков и полезны при изучении новых цветов.
Кормление птиц – и яркие эмоции, и развитие мелкой моторики.
Используйте игровые пособия, которые рекомендует логопед Наталья Кулакова: