6-й конкурс-игра «Кто как голос подаёт».
Один участник — водящий. Он становится спиной к детям. По команде воспитателя кто-то из детей зовёт водящего так, как его могли бы позвать свинка или курочка, коровка и т.д. Водящий отгадывает имя ребёнка, который его позвал и говорит, голосом какого домашнего животного или птицы он в этот момент говорил. Затем водящим становится другой ребёнок. Игра не должна быть долгой, т.к. дети утратят к ней интерес.
7-й конкурс « Скороговорки и колыбельные песенки».
Каждая команда получает скороговорку. Дети за 1 минуту должны научиться правильно и по возможности быстро её произносить.
Скороговорки на выбор:
Баран Буян залез в бурьян;
У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят;
Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага;
Наш Полкан попал в капкан.
В. Ребята, вспомните, когда вы были маленькими, мамы пели вам колыбельные песни. К кому чаще всего обращались в этих песенках? (К коту.) (Для примера воспитатель читает одну из таких народных колыбельных песен. А если позволяет время и уровень развития детей, можно послушать подготовленные детьми дома их любимые колыбельные песенки, героями которых являются домашние животные (котик, курочка, собачка).
8-й конкурс «Любознательные, вперёд!».
В. Ребята, я уверена, дома вы вместе с родителями много читаете, бываете и за городом. Попробуйте ответить и на эти такие трудные вопросы:
Как спят лошади? (Лошади могут спать стоя — и дремать, и спать крепко. Эту способность они получили от своих диких предков. Когда лошадь долго стоит на одном месте, её коленные суставы защёлкиваются, как будто замок — у них такое строение ног. Но кони могут спать и лёжа. Кстати, современные лошади всё чаще ложатся на мягкую подстилку и спят лёжа.)
Вопрос для девочек: Какие работы может выполнять лошадь?
(Перевозить пассажиров, грузы, почту, пахать, бороновать, участвовать в скачках и т.д.)
Вопрос для мальчиков: В каких войнах участвовали лошади? (Лошади участвовали во всех войнах, начиная с древности и до середины ХХ века.)
Тематическое занятие по развитию речи «Домашние животные»
- Как рассказать ребёнку про домашних животных?
- Как помочь ему запомнить «имена» мам и малышей животного мира?
- Как использовать эту лексическую тему для организации занятия по развитию речи дошкольника?
«Эврика» знает!
Мы научим вас, друзья, как грамотно объединить в одном занятии увлекательные игры, изучение лексической темы, автоматизацию трудных для произношения звуков и упражнения на формирование грамматического строя языка.
Занятие по картинке «В деревне»
Распечатайте эту или похожую картинку, положите её перед ребёнком и побеседуйте с ним по содержимому. План беседы должен соответствовать возрасту малыша.
Самых маленьких попросите показать пальчиком животных, которых они видели ранее на картинке, в мультиках или вживую (дома, на улице, у бабушки в деревне, в зоопарке). Пусть малыш в меру своих актёрских талантов продемонстрирует, как общаются между собой свинки, коровки и другие изображённые на рисунке домашние животные. Когда карапуз покажет всех, кого узнал, назовите ему остальных животных и птиц, расскажите, какую пользу они приносят человеку, как называют их малышей, где они живут и как «разговаривают».
С ребятами среднего дошкольного возраста (4–5 лет) и старше беседу по картинке «В деревне» можно построить по вопросам:
- Где происходят изображённые события?
В деревне, на ферме, в скотном дворе.
- Какие животные изображены на картинке?
Если ребёнок сразу использует обобщающее слово, попросите его перечислить животных отдельно. Если ребёнок начнёт с перечисления, помогите ему вспомнить обобщающее название. Следите, чтобы малыш не путал животных и птиц.
- Какие птицы изображены на картинке?
Ход беседы аналогичен разбору предыдущего вопроса.
- Кто изображён на картинке целым семейством?
Курочка, уточка, коза, овечка, лошадь, корова, свинья.
- Покажи мне и назови всех детёнышей на этой картинке.
Малыш должен показывать пальчиком и комментировать: «Жеребёнок, поросёнок, ягнёнок…» Если малыш не может вспомнить нужное слово, обязательно подскажите ему. Следите, чтобы все «малыши» были названы верно (никаких «конёнков» и «коровёнков»).
- Чем заняты[свинки | корова с телёнком | лошадь с жеребёнком | курочки | утята | собачка]?
Побуждайте малыша давать полные ответы. Просите объяснить, почему он так думает. Можно сочинять целые истории о том, например, что свинка и поросёнок долго чистили пяточки/ и устали настолько, что уснули прямо посреди лужицы. Они спят и улыбаются во сне, потому что видят полное корыто своих любимых желудей.
- Сколько на картинке [петушков | курочек | цыплят]?
Если ребёнку сложно ответить на этот вопрос, обсудите с ним, чем они отличаются. Убедитесь, что малыш не путает цыплят и утят. Проверьте, чтобы он не забыл посчитать цыплёнка, далеко отбежавшего от своего семейства. Повторите, почему маленьким деткам опасно в одиночку уходить от родителей или воспитателя.
- Кто на картинке кушает?
Курочки кушают зёрна и червячков, а коза с козлёнком жуют капусту. Вспомните, чем можно попотчевать остальных изображённых на картинке животных.
- Кто на картинке [бегает | спит | резвится]?
Вспомните слова для обозначения различных действий. Детям старшего дошкольного возраста предложите подобрать к действиям признаки: «Бегает быстро», «Спит сладко», «Резвится увлечённо».
- Сейчас все птички и животные дружно проводят время на общем дворе, но где их дом?
Собака и кошка могут жить в доме с людьми, но у сторожевого пса есть свой собственный домик — будка или конура. Птицы живут в птичнике. Козы, овцы и коровы в хлеву. Лошадки в конюшне. Ну-ка, кого мы забыли? Ты внимательно следил за картинкой?
Логопедические стишки и чистоговорки
Чистоговорки помогают автоматизировать сложные для ребёнка звуки. Они формируют чёткую дикцию и развивают фонематический слух. Вероятно, малышу так понравятся эти маленькие забавные стишки, что он захочет сочинить по их подобию собственные произведения. Что ж, думаем, вы будете только рады обнаружить у малыша поэтический талант.
Произносите каждую строчку несколько раз. Это не скороговорки: наша задача говорить не БЫСТРО, а ЧЁТКО. Меняйте интонации и громкость. Одним словом, наслаждайтесь процессом. Но, конечно, не забывайте следить, чтобы ребёнок старательно повторял чистоговорки за вами, верно произнося все звуки каждой строки.
ЗА-ЗА-ЗА ЗА-ЗА-ЗА, во дворе стоит коза, ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ, есть капуста у козы, ЗУ-ЗУ-ЗУ ЗУ-ЗУ-ЗУ, покорми скорей козу. ОВА-ОВА ОВА-ОВА, рядом с ней стоит корова, ГА-ГА-ГА ГА-ГА-ГА, у коровы есть рога, МУ-МУ-МУ МУ-МУ-МУ, говорит корова: «Муууууу». ЕЧКИ-ЕЧКИ ЕЧКИ-ЕЧКИ, там красивые овечки, ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ, надо шерсть — стриги овец, ЦА-ЦА-ЦА ЦА-ЦА-ЦА, у ягнёнка мать овца.
Подобранные по теме «Домашние животные» весёлые логопедические стихи для детей — отличный материал для тренировки дикции и развития памяти. Прочитайте с ребёнком несколько стихотворений, а одно из них на выбор пусть малыш выучит наизусть.
«Поросёнок Хрюша»
Хрюша-поросёнок Хрюкает спросонок: Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк! «Подавайте мне урюк!» Поросёнок Хрюша, До того, как кушать, Ты возьми-ка мыло Да умой-ка рыло!
«Цыплята в детском саду»
Забрели к нам в детский сад Десять маленьких цыплят. Завела их с улицы Пёстренькая курица. Миленькая курица, Ты ошиблась улицей: Это детский сад, Но не для цыплят!
«Колли для Поли»
Дядя Коля дочке Поле Подарил щеночка колли, Но щенок породы колли Убежал от Поли в поле.
Игры на тему «Домашние животные»
«Слушаем внимательно»
Подготовьте аудиозапись с голосами домашних животных и проверьте, сможет ли ребёнок определить, чей голос звучит: кошки, собаки, лошади, коровы и т. д.
«Соедини»
Для этой игры понадобятся парные карточки из лексических подтем «Мамы и детёныши», «Кто что есть» и «Кто где живёт». Можно использовать картинки, в которых нужные изображения разделены на два столбика.
В первом случае вы кладёте перед ребёнком картинку, а он должен рядом положить пару — малыша для мамы, домик или корм животного.
Во втором случае нужно соединить карандашом соответствующие изображения. Можно чуть усложнить задачу, предложив коровье семейство соединить красным цветом, семью свинок — розовым и т. д.
«Кто убежал»
Игра на развитие внимания и зрительной памяти.
Положите перед ребёнком 4 карточки с изображением домашних животных. Пусть он внимательно их рассмотрит, а потом закроет глазки или отвернётся. Уберите одну карточку и попросите малыша снова посмотреть на стол. Кто «убежал»?
- Можно не убирать одну карточку, а менять их последовательность.
- Можно заменять одну или несколько карточек другими.
Подбирайте варианты игры в соответствии с возрастом и способностями вашего малыша.
Просите его озвучивать и пояснять свой выбор.
«Добрый хозяин»
Жили у доброго человека птицы и животные. Добрый хозяин их очень любил и поэтому всегда называл их очень ласково:
- Не корова — а коровка (коровушка).
- Не курица — а курочка.
- Не петух — а…
- Не собака — а…
- Не овца — а…
- и т. д.
«Опиши одним словом»
Так много птиц и животных живут с человеком. Помогают ему в быту и работе. Радуют его и веселят. А давай-ка, дружок, для каждого из них подберём определение:
- Петух — храбрый.
- Цыплёнок — маленький.
- Собака — верная.
- Кот — хитрый
и т. д.
Друзья! Лексическая тема «Домашние животные» обширна и открывает широкие перспективы для разносторонней педагогической деятельности. Мы обязательно вернёмся к ней ещё не раз. Чтобы не пропустить свежие публикации, подписывайтесь на наши новости и следите за нами в социальных сетях.
Пусть ваше родительство будет счастливым. До новых встреч!
Физминутки про диких животных
Слон
В зоопарке ходит слон, Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.) Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.) Будто в гости приглашает. (Голову прямо.) Раз, два, три — вперёд наклон, Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.) Головой качает слон — Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Обезьянки
Рано утром на полянке так резвятся обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех? Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили. А теперь на четвереньках погуляем хорошенько. А потом мы отдохнем, посидим и спать пойдем.
Зайчата
Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте) Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте) Вот голодная лиса (Ходьба на месте) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх) Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох) Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Мартышки
Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем, Мы ногами топаем, Надуваем щёчки, Скачем на носочках И друг другу даже Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, Пальцы поднесём к виску, Оттопырим ушки, Хвостик – на макушке. Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я цифру «три» — Все с гримасами замри! «Раз – два – три!»
Мы охотимся на льва
Не боимся мы его. У нас длинное ружье И подзорная труба. Ой! А что это? А это – поле: топ-топ-топ. Ой! А что это? А это – болото: чав-чав-чав. Ой! А что это? А это море: буль-буль-буль. Ой! А что это? А это тропинка: шур-шур-шур. Под ней не проползти. Над ней не пролететь. Ее не обойти, а дорожка напрямик, Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?
Давайте его потрогаем. Дети «трогают» воображаемого льва. «Да это же лев! Ой, мамочки!»
Испугались его и побежали домой. По тропинке: шур-шур-шур. По морю: буль-буль-буль. По болоту: чав-чав-чав. По полю: топ-топ-топ. Прибежали домой. Дверь закрыли. Ух! (на выдохе) Устали. Молодцы!
Жираф
(Хлопаем по всему телу ладонями.) У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Щипаем себя, как бы собирая складки.) У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку) У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)) А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках.
Дикие животные
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом) За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая) За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись) За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе) За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе) За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью) За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней) Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках) Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
Беличья зарядка
В лесной глуши на елке Жили-были два бельчонка. (Потянуться.) Жили дружно, не тужили И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.) Вставали рано поутру, Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.) За уши лапками хватались И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.) Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.) И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.) Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.) Глазками хлопали, (Поморгать глазами.) Головками крутили, (Повороты головы в стороны.) Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.) Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.) К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращения головой.) Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.) Вот он по лесу идёт. Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки — Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.) Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Медвежата
(Круговые движения головой поочередно в разные стороны. Наклоны в стороны, руки вперед. Ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед. Подскоки на месте.)
Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили. Вот так, вот так Головой своей крутили.
Медвежата мед искали, Дружно дерево качали, Вот так, вот так Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так, вот так И из речки воду пили.
А потом они плясали, Выше лапы поднимали. Вот так, вот так Выше лапы поднимали.
Медведь
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку) Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой) Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения) А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл) А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки) Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку) Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
Белочка
Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз) С одной ветки, прыгнув влево на сучок она присела (руки на поясе, прыжок влево, присесть) Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо) Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)
Лягушка
Будем прыгать, как лягушка, Чемпионка-попрыгушка. За прыжком — другой прыжок, Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)