Самые действенные и эффективные методы постановки звука С

Правильная и грамотная речь – основной навык, который позволяет людям общаться, понимать друг друга. Посредством общения родители контактируют со своими детьми, дети со сверстниками, взрослые люди между собой и т. д. Для того чтобы собеседник понял то, о чем с ним говорят, недостаточно ясно и грамотно выражаться, необходимо еще, чтобы в речи отсутствовали какие-либо речевые дефекты.

Постановка звука С, как и любого другого, – особый процесс. Каждый логопед подходит к нему творчески, так как возможности и способности каждого ребенка индивидуальны.

С одним ребенком «работают» одни методы, техники, с другим – совершенно другие. Поэтому очень важно, чтобы специалист мог подстраиваться под индивидуальные особенности любого подопечного.

Нормы звучания

Звук с

Звук С в логопедии и в русском языке считается свистящим, а свистящие согласные в норме появляются у малыша к 3-4 годам. Твердое звучание осваивается ребенком ближе к 2,5-3 годам. В этом возрасте звук С может формироваться по-разному – между зубами, мимо них. Нормативное звучание появляется уже в 4-5 лет.

Как правильно произносить (с точки зрения положения органов артикуляции):

  • Губы как будто немного улыбаются, при этом слегка обнажены верхние и нижние резцы.
  • Между зубами имеется небольшая щель в 1-2 миллиметра.
  • Кончик языка широко распластан. Располагается в нижней части, и как будто приклеен к нижним передним зубам.
  • Края языка немного приподняты и соединяются с верхними боковыми зубами.
  • Спинка языка формирует узенькую щель с альвеолами, для того чтобы был проход для воздушной струи.
  • Струя воздуха сильная, мощная. При выдохе чувствуется холодный воздух.
  • Задняя стенка глотки плотно смыкается с мягким небом, тем самым предотвращая «утечку» воздуха в нос.
  • Голосовые складки не образуют голос, следовательно, они разомкнуты.

Важная особенность – если ребенок произносит С по-своему, не искажая его звучание, то это считается вариантом нормы.


С каких звуков начинает работу логопед?

Последовательность постановки звуков в логопедии начинается с тех звуков, которые ребенок уже произносит в возрасте 3-х лет. Звуки преимущественно простые для артикуляционного аппарата, они также являются опорными (на их основе ставятся более сложные звуки). К таким звукам относят гласные и согласные звуки: Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й.

Последовательность постановки звуков выполняется постепенно. В логопедии рекомендуется начинать работать над звуками, которые знакомы малышу и он их хорошо выговаривает.

Важность правильного звука

Многие родители умиляются, когда их дети искаженно и «смешно» произносят некоторые слова, коверкая произношение. До определенного момента это абсолютно нормальная стадия развития речи. Но если к 5 годам эти звуки и слова остаются в речи, дошкольник в силу разных причин не хочет или не может произнести их правильно, то это определенный звоночек для родителей, который не следует игнорировать.

Правильно произносимая речь позволяет каждому маленькому человеку общаться так, чтобы его понимали, она является залогом успешности в обучении и овладении чтением и письмом. А данные статистики неутешительны – с каждым годом все больше и больше детей, у которых имеются множественные нарушения звуков родного языка, среди которых чаще всего нарушены свистящие, шипящие и сонорные.

Неверно сказанные слова влекут за собой многочисленные ошибки на письме. Дети, посещающие начальную школу, становятся неуверенными в себе, у них снижается самооценка, нарушается общение со сверстниками, формируются тревожные черты личности.

Характеристика уровней ОНР

Общее недоразвитие речи в логопедии обозначается аббревиатурой ОНР. Под этим термином понимают разного рода речевые нарушения, когда нарушены компоненты речи (грамматика, лексика, слого- и звукопроизношение).

При этом ребенок имеет хороший слух и интеллект. Если не заниматься корректировкой речевых нарушений с дошкольником до 5-летнего возраста, то могут поставить диагноз ОНР определенного уровня. В зависимости от степени нарушения ОНР бывает 4-х уровней.

Уровни общего недоразвития речи Виды Симптоматика
I уровень Моторная алалия Неречевые проявления: недоразвитость и слабое развитее крупной и мелкой моторики, отсутствие навыков самообслуживания.
Психологические проявления: недостаточно развиты память и внимание, особенность поведения – гиперактивность, расторможенность, малоподвижность или заторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

Речевые проявления: речевые навыки формируются с опозданием, одни звуки заменяются другими, ребенок не может повторить правильно слог или слово, артикуляционные движения выполняются с трудом, скудный словарный запас, ребенок говорит короткими фразами, в основном, употребляет имена существительные в начальной форме, речь несвязная, события излагаются не последовательно.

Сенсорная алалия Повышенная восприимчивость к звукам разного характера.
Ребенок произносит бессмысленные звукосочетания, обрывки слов, неосознанно повторяет чужие слова, одни звуки заменяет другими или пропускает их, части разных слов между собой объединяет в одно слово, не различает слова-паронимы, не может соотнести слово с предметом или явлением.

Внимание, слуховое восприятие, память – со всем этим возникают трудности. Ребенок ведет себя импульсивно, хаотично или инертно, замкнуто. Во время речи активно жестикулируют и работают мимическими мышцами.

Речь несвязна, в ней нет смысла, ее не понимают окружающие.

Ребенок для понимания речи других использует технику «чтение по губам».

Афазия Ребенок переставляет звуки и слоги, повторяет фразы, деятельность, эмоцию, заменяет звуков, объединяет элементы двух выражений в одно, не может выполнить звукобуквенный анализ слова, все это сопровождается проблемами с чтением и письмом. В речи, преимущественно, присутствуют имена существительные, инфинитивная форма глагола, продолжительные паузы, снижена сила и звучность голоса, нарушена ритмическая и мелодическая стороны речи.
Дизартрия Невнятность, нечеткость, малая понятность речи. Слабая артикуляционная моторика, в том числе и дыхательной мускулатуры (дыхание учащенное и прерывистое во время речевой деятельности).
Ребенок искажает, заменяет или пропускает звуки, речь невнятная, медленная, невыразительная. Нарушена артикуляция большинства звуков, в том числе и гласных. Снижена сила, изменен тембр речи. Преимущественно шипящие и свистящие звуки произносятся межзубно или боком, отдельные звуки смягчаются, где это не требуется.

При тяжелой форме речедвигательные мышцы могут быть полностью обездвижены (паралич).

Ребенок не может дифференцировать звуки на слух, также не в состоянии выполнить анализ и синтез звуковой структуры слова. Трудности в общении и его недостаточности приводят к низкому словарному запасу, несогласованности слов.

Ринолалия Нарушена функция дыхания, врожденный неправильный прикус. Развитость интеллекта может быть разной (в норме, с задержкой психического развития или умственная отсталость разной степени).
Малыш до 1 года не лепечет. Для артикуляции звуков характерны тихость или беззвучность. Развитие речи происходит с опозданием – первые слова ребенок произносит только в возрасте 2-3лет. Невнятность, невыразительность, непонятность речи. Для отдельных звуков характерно заднеязычное или назальное произношение. Ребенок не в состоянии дифференцировать звуки. Голос глухой и тихий. Для того, чтобы звукопроизношение было более внятным, дошкольник напрягает артикуляционный аппарат, в результате чего появляется гримаса, снижается общее впечатление от сказанного.

Помимо неточной артикуляции и искаженного звукопроизношения нарушается слуховое различие звуков, наблюдается невозможность выполнить фонематический анализ, в результате чего возникают расстройства письма (дисграфия и дислексия). Словарный запас недостаточно сформирован, слова между собой не согласованы.

II уровень Задержка речевого развития (ребенок произносит фразы только в 3-4-х летнем возрасте или позже), предложения преимущественно короткие, состоящие из 2-3 слов. В речи мало используются служебные части речи и имя прилагательное. Речь сопровождается жестикуляцией, слова без морфологических характеристик. Словарный запас достаточно разнообразен, но значительно ниже для нормы согласно возрасту.
Дети не могут назвать части тела, цветы, предметы и их детали, обобщающие понятия. Ребенок не в состоянии изменить слово, образовать новое, употребить слово в необходимой падежной форме, не различает слова по числам. Члены предложения не согласованы между собой.

Дошкольник переставляет или сокращает слоги, не произносит один согласный, если они находятся рядом («стол-тол»). Ребенок не в стоянии выделить какой-то звук и назвать его позицию в слове, назвать примеры на заданный звук. Во время произношения звуки смешиваются, искажаются. Мягкие согласные заменяются твердыми, глухие – звонкими, шипящие – свистящими.

Движения не скоординированы, неуклюжи, пальцевый праксис не сформирован.

Снижена слухоречевая память, слабое внимание, недостаточное развитие словесно-логического мышления, поэтому наблюдается быстрая утомляемость, ребенок часто отвлекается, делает множество ошибок.

III уровень Фразы развернутые, состоящие из 3-4 слов, сложных предложений практически нет в речи. Встречается, что структура фраз нарушена, в речи доминируют главные члены предложения, возникают трудности при восприятии и строении предложений.
Ребенок не может правильно образовать множественное число, просклонять слово по родам, лицам и падежам, не согласует имя существительные с именем прилагательным и числительным.

Когда дошкольник пересказывает текст, то пропускает важные моменты или излагает их не в той последовательности.

Ребенок практически близко к норме по возрасту понимает речь. Проблемы с восприятием логических и грамматических конструкций с дополнительными членами предложения, с пониманием значений сложносоставных предлогов, приставок или суффиксов.

Словарный запас вроде в норме, но при построении фразы ребенок не знает, как называется та или иная часть предмета, не различает лексическое значение слов, возникают трудности с образованием новых слов.

Фонетические дефекты: сложные звуки заменяются простыми, звонкие – глухими, твердые смягчаются, неправильно произносятся свистящие, шипящие, звуки Л и ЛЬ, Р и РЬ, слова, состоящие из нескольких слогов (ребенок их переставляет или пропускает).

Дошкольник не может определить 1 и последний звук в слове, не может подобрать слова на заданный звук.

IV уровень Речь немного смазана, невыразительна, так как артикуляция нечеткая. Ребенок не может дифференцировать шипящие, аффрикаты. Грубых нарушений в звукопроизношении не наблюдается.
Возникают сложности с выговором слов, состоящих из нескольких слогов (дошкольник пропускает, переставляет, сокращает количество звуков и слогов).

Наблюдается проблемы с пониманием лексического значения слова, часто смешиваются отдельные понятия («рисунок» – «разукрашка»), ребенок не может объяснить значение пословиц, фразеологизмов, подобрать синоним и антоним, образовать новое слово. Дошкольник неправильно согласует имена существительные, числительные, прилагательные, с ошибками образует множественную форму слова, предлоги употребляет не точно.

При выборе верного и неверного слова, ребенок выбирает правильный вариант.

Во время рассказа или пересказа заданного текста малыш нарушает последовательность действий и событий, испытывает трудности с выделением тог, что было главное, а что второстепенным, может повторять некоторые моменты несколько раз.

Отклонения и их причины

Искаженное произнесение свистящих приводит к образованию так называемых сигматизмов. Различают три вида нарушения.

Межзубный сигматизм. При данной патологии вместо правильно звука слышится звучание, похожее на произношение английского t. Это объясняется тем, что в момент произнесения кончик языка несколько выглядывает из межзубной щели. Вместо сильной и мощной, воздушная струя получается рассеянная, и выдуваемый воздух ощущается как теплый (вместо холодного).

Причины данного нарушения. Во-первых, физиологическая особенность – сам по себе кончик языка может быть слабый; во-вторых, патология прикуса − передний и открытый, а в-третьих, ЛОР-патология – увеличиваются в размерах аденоиды, которые затрудняют правильное дыхание носом, при этом постоянно открывается рот.

Как помочь. Каждую из этих причин довольно легко устранить. Для тренировки кончика языка существуют различные упражнения, которые позволяют укрепить мышцы. Прикус можно исправить у врача-ортодонта. Разросшиеся аденоиды удалит врач-отоларинголог.

Боковой сигматизм. При этом нарушении язык расположен как будто боком – один край сверху, а другой внизу. Звук, произносимый при таком расположении языка, похож на булькающий. При этом язык может быть устремлен к верхним зубам, а воздушная струя проходит по бокам – в одну или в другую сторону, или одновременно в обе стороны. Положение зубов также отличается от нормативного – межзубные промежутки расширены несколько больше чем нужно.

Причины. Главной причиной является ослабленность групп мышц одной из сторон языка. Стоматологическая патология – открытый боковой прикус. В более тяжелых случаях может быть поражена определенная зона коры головного мозга, которая отвечает за иннервацию языка.

Что можно сделать. Как и в предыдущем случае помогут специальные упражнения, которые «научат» язык быть широким, и соответственно, воздушная струя будет проходить по его середине. Важным моментом является то, чтобы весь язык (обе его половины) функционировал равномерно.

Для устранения данного нарушения можно изначально научить ребенка произносить С при помощи межзубного сигматизма, а затем перейти к нормативному произнесению. Таким образом, язык как минимум «начнет работать» симметрично.

Носовой сигматизм. Из названия нарушения понятно, что идет присоединение носового оттенка. При данной патологии язык отодвинут кзади, губы сомкнуты, мягкое небо опущено, следовательно, воздух поднимается к нему и выходит через нос.

Причины. Носовой сигматизм может быть обусловлен некоторыми анатомическими патологиями – нарушенным актом глотания, жевания, парезом глоточных мышц, а в самых тяжелых случаях – бульбарным параличом.

Как помочь. Для начала следует научить ребенка правильному дыханию, затем правильному расположению губ и языка.

Подготовительные мероприятия

Постановка свистящих звуков первым делом начинается с тренировки дыхания ребенка. Он должен уметь выпускать воздушную струю с силой. Для этого можно попросить его набрать в рот воздуха и сильно дунуть через трубочку из губ. Можно воспользоваться ваткой или еще чем-то легким, положить ее на ровную поверхность и сдувать на какое-нибудь расстояние. Или можно придумать соревнование кто дальше сдует комочек ваты. Так ребенку будет интереснее выполнять задание.

Также неплохо проводить различные упражнения, развивающие дыхательный процесс. Можно выполнять следующие задания:

  • «Гармонь». Встать ровно, руки ладонями положить на живот, глубоко вдохнуть через носовую полость и задержать дыхание на пару секунд. Затем следует выдохнуть уже с помощью рта. Это упражнение поможет выдыхать с усилением, научиться верно направлять струю воздуха.
  • «Ветерок». Вытянуть трубочкой губы, набрать воздух и сильно дунуть через нее. При этом необходимо поставить перед ртом ладонь, которая должна чувствовать резкую прохладную струю воздуха.
  • «Буря». Взять какой-либо пузырек, имеющий узенькое горлышко. Поднести к нижней губе и подуть. О правильности направления воздушной струи будет свидетельствовать характерный шум.

После выполнения упражнений на дыхание понадобится артикуляция звука. Она помогает человеку натренировать мышечные ткани речевого аппарата, отработать навыки правильного расположения органов во время произношения того или иного звука.

Для постановки твердого «С» или мягкого звука «Сь» можно воспользоваться следующими заданиями:

  • «Непослушный язык». Нужно улыбнуться, немного открыть ротик. Расположить язык на нижней губе и шлепать губами по нему, произнося слог «пя» несколько раз. Так делать на протяжении одного вдоха, а потом зафиксировать язычок в пассивном состоянии на губе на несколько секунд. При этом спокойно можно выдыхать воздух. Нужно следить за тем, чтобы нижняя губа не была подвернута и не натянута на челюсть снизу. Также бока речевого органа должны касаться уголков ротовой полости.
  • «Блин». Необходимо открыть ротик, улыбнуться. На нижней губе расположить переднюю часть языка и зафиксировать его в таком состоянии на несколько секунд. При этом нельзя напрягать губы, широко растягивать их, подворачивать или натягивать на нижнюю челюсть. Также не стоит сильно высовывать язык, он должен покрыть только губу, а его боковые стороны должны касаться уголков рта.
  • «Гора». Требуется открыть рот и улыбнуться. Затем широким кончиком речевого органа упереться в бугорки, которые находятся за нижней челюстью. Далее следует приподнять среднюю часть языка до тех пор, пока он не коснется верхних резцов, а потом опустить. При выполнении упражнения нужно смотреть, чтобы кончик язычка не отрывался от бугорков, а все другие органы речевого аппарата оставались неподвижными.

Сначала необходимо проводить простые занятия, потом постепенно добавлять задания сложнее. Главное, чтобы делалось это регулярно и с желанием добиться успехов в постановке свистящих звуков. С более подробной информацией об артикуляционных упражнениях вы сможете ознакомиться в нашей статье — артикуляционная гимнастика для звука «С».

Для того чтобы произношение звука «С» было верным, нужно держать под контролем положение органов речевого аппарата, а также процесс дыхания во время воспроизведения буквы.

После подготовки органов можно переходить непосредственно к упражнениям.

Подготовка

Каждый из этапов постановки имеет свои особенности, цель, способы ее достижения в виде различных упражнений и техник. Индивидуальное занятие по постановке звука С начинается с подготовительного этапа.

Цель подготовительного этапа заключается в том, чтобы подготовить ребенка, его артикуляционный аппарат к правильному восприятию и воспроизведению. Данный этап включает несколько направлений для работы:

  • Формирование правильного положения органов артикуляции. Для этого подбираются необходимые артикуляционные упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ, щек, способность оперативно переключаться с одного действия на другое и одновременно выполнять несколько инструкций. Данный этап является основополагающим.
  • Формирование правильной воздушной струи. Она должна идти посередине языка и выдуваться с некоторым усилием. Для этого можно использовать упражнения дыхательной гимнастики.
  • Развитие мелкой моторики. Упражнения для развития мелкой моторики важны на каждом этапе, они стимулируют нервные окончания головного мозга, и к тому же их можно использовать для того, чтобы ребенок немного отдохнул от занятий и отвлекся.
  • Развитие фонематического слуха. Дошкольник, который учится правильному произношению, должен сначала научиться различать этот звук на слух, затем отличать его от похожих по звучанию, улавливая разницу.
  • Отработка опорных звуков (при необходимости) нужна в том случае, если у малыша есть звуки, близкие по артикуляции заданному. Таким образом ему будет проще научиться произносить его верно.

Дифференциация от созвучных звуков

У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:

  • развитие слуховой дифференциации;
  • закрепление произносительной дифференциации;
  • формирование фонематического анализа и синтеза.

Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.

Детям важно запомнить, что при «З» горло вибрирует.

Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.

На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.

Поэтапная постановка

На постановочном этапе необходимо подготовить артикуляционный аппарат к произнесению заданного звука – откорректировать расположение губ, щек, языка, сделать целенаправленную струю воздуха. Сначала нужно отработать изолированное произношение. Для этого существует несколько способов:

  • По подражанию. Ребенок наблюдает за произношением логопеда – как располагается язычок во рту, его кончик, насколько видны зубки, улыбается он в это время или нет. Для этого они вместе садятся лицом к большому зеркалу, при этом логопед поясняет каждое свое действие, чтобы малышу было понятно, как и что делать (зрительный и слуховой контроль). Этот способ подразумевает также использование тактильных и вибрационных ощущений: ладонь прикладывается ко рту и проверяется струя воздуха – какая она, плавная или толчкообразная, присутствует ли вибрация.
  • С помощью опорных звуков (к примеру, это И и Ф).
  • С механической помощью. Бывает так, что ребенку недостаточно просто посмотреть, тактильно ощутить или почувствовать вибрацию. Для достижения нужного результата можно использовать подручные средства – чайную или столовую ложку (удержать язык), деревянную палочку от мороженого, ватный тампон, палец малыша или специальные логопедические инструменты. Если специалист использует что-то из вышеперечисленного, то все должно быть чистым, стерильным, одноразового использования. Постановка звука с механическим способом доступна только после установления доверительных отношений с ребенком − чтобы не вызвать боязни и страха открыть рот, тем более при использовании вспомогательных средств.

Если какой-то из методов сразу не доказал своей эффективности, не стоит от него отказываться. Через некоторое время его снова можно попробовать применить, немного видоизменив.

Как только появилось изолированное произношение, переходят к его автоматизации (слоги, слова, словосочетания, простые и сложные предложения) и дифференциации (способность определять и дифференцировать похожие по звучанию фонемы, а также правильно их употреблять).

Опорные звуки в речи

Под опорными звуками в логопедии понимают такие звуки, которые похожи с проблемными в артикуляционном плане, но они произносятся детьми верно.

На основании опорных звуков будет легче научить дошкольника правильно выговаривать или ставить сложные звуки (шипящие, свистящие и сонорные). Опорными звуками для С являются И, Ф, для Ж – В, З, для Ц – Т, С.

Особенности постановки у детей разного возраста

Способы постановки звука С существенно не отличаются у детей разного возраста, так как смысл занятий остается одним и тем же, а если что и меняется, то сложность каждого упражнения. Основной способ у детей – игровой, то есть в процессе игры логопед может успешно корректировать артикуляцию, выполняя с ребенком различные упражнения для постановки звука С. Малышу не обязательно объяснять, что сегодня мы занимаемся постановкой звука С, мы просто играем.

Эффективным приемом считается тот, при котором специалист показывает определенное действие и параллельно его озвучивает. Например, едет машина и вдруг у нее спустило колесо, или котенок утащил фантик от съеденной конфеты и играет с ним шурша.

Многие логопеды осуществляют постановку звука С от Сь. Как правило, мягкое звучание бывает сохранно у большинства детей и по подражанию можно попытаться вызвать твердое.

Особенности постановки звука у подростков и взрослых

Неправильное произношение у взрослых – следствие стереотипа, закрепившегося в детстве. Во взрослом состоянии требуется изменение навыка, который стал удобным, к тому же взрослым проще контролировать свою речь, так как это происходит сознательно.

Нарушенное произношение может быть обусловлено неправильным прикусом, не исправленным в детстве, укороченной подъязычной уздечкой, особенностями строения ротовой полости и др. Подробнее об этом можно узнать от врача ортодонта или стоматолога.

Можно попытаться исправить данный дефект самостоятельно, но гораздо эффективнее будет обратиться к квалифицированному логопеду. Необязательно постоянно ходить на занятия, достаточно 2-3, чтобы специалист объяснил и показал, как и что нужно делать, дал рекомендации и соответствующие упражнения. Затем можно запланировать контрольные встречи, на которых будут отслеживаться успехи и разбираться ошибки.

Этапность постановки звуков у детей и взрослых принципиально ничем не отличается, за исключением добавления дополнительного этапа – введения его в речь. Этому способствуют: заучивание стихотворений, пересказ различных произведений и составление собственных текстов, содержащих заданную букву.

Ошибки постановки

Ошибки постановки могут привести к искаженному, неправильному произношению, например, звука не было вообще, а в результате некачественной или непрофессиональной логопедической работы появилось межзубное произношение. Поэтому, если люди с нарушенным произношением хотят правильно и эффективно изменить свою речь, важно за консультацией обратиться к профессионалу.

Виды неправильной артикуляции

Нарушения в произношении «З» можно разделить на 2 группы:

  • выражающиеся в искаженном произношении свистящих (сигматизмы);
  • выражающиеся в замене на другие звуки (парасигматизмы).

Виды сигматизмов:

  1. Межзубный. Кончик языка располагается между зубами. Речь приобретает «шепелявость».
  2. Боковой. Боковой край языка прижимается справа или слева к коренным зубам. Язык заваливается набок.
  3. Носовой. Воздух при говорении выходит в носовую полость. Носовой сигматизм встречается у детей с расщеплением или параличом неба.

Виды парасигматизмов:

  1. Призубный. Язык при произношении звука «З» упирается в сомкнутые зубы. Из-за этого происходит замена «З» на «Д».
  2. Шипящий. Губы при произношении сильно округляются, на языке не образуется желобка. «З» меняется на мягкий «Ж».
  3. Смягчительный. Рот недостаточно открывается, зубы не отрываются друг от друга. В результате звук получается мягче, чем требуется.
  4. Замены по глухости. Губы вытягиваются в длинную трубочку, язык не упирается в зубы, отсутствует звонкость звука.

Если не исправить дефекты звукопроизношения, то в школьные годы у ребенка сформируется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.

Кроме того, проблемы со звукопроизношением могут возникать в результате повреждения речевых отделов головного мозга.

Если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат, но звук так и не поставлен, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу. Он проведет диагностику и составит план коррекции.

Результаты

Результативность занятий по постановке звука С индивидуальна. Она зависит от нескольких факторов: есть ли какая-нибудь неврологическая патология, не позволяющая языку быть подвижным, анатомические особенности строения ротовой полости и носоглотки, присутствует ли один из сигматизмов и др. Также все зависит от желания самого ребенка и родителей, насколько они заинтересованы в правильной речи, осознает и слышит ли ребенок свой дефект, может быть такое произношение характерно для каждого поколения в этой семье и нет особой необходимости его исправлять.

Как поставить звук механическим способом?

Приемы постановки звуков включают в себя и механический способ. Для этого требуется выполнять следующие действия:

  1. Широко улыбнуться, широкий язык расположить между зубами. При этом его кончик должен находиться только на нижней челюсти. Нужно контролировать, чтобы малыш не прижимал орган верхними зубами.
  2. Затем попросить кроху дунуть на кончик язычка, чтобы при этом ощущалась прохлада. Можно поднести руку к ротовой полости и почувствовать выдыхаемую воздушную струю.
  3. Пока малыш дует на кончик языка, необходимо положить на его среднюю линию зубочистку, немного надавив на него. Таким образом, образуется «желобок», по которому потом и будет идти струя воздуха. Просунуть зубочистку нужно примерно на 2 см.
  4. Попросить ребенка подуть. Во время этого будет слышен нечеткий шипящий свист. Тогда понадобится сомкнуть челюсти таким образом, чтобы между ними помещалась только зубочистка, а язык оставался внутри. Также нужно продолжать дуть на кончик язычка, струя должна проходить быть межзубной. Когда челюсти смыкаются, образуется свист, который нельзя прерывать.
  5. Пока малыш производит свист, нужно нажимать на язык зубочисткой разной силой, двигать ею вперед-назад. Это позволит определить, при каком положении звук «С» звучит верно.
  6. Как только это положение будет установлено, можно дальше тренировать произношение. В то время, когда ребенок правильно скажет букву «С», нужно, не торопясь, аккуратно вытащить зубочистку из ротовой полости малыша.
  7. Некоторый период времени он будет продолжать правильно воспроизводить свистящие звуки без этого приспособления, но потом снова может сбиться. Поэтому необходимо тренироваться таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет сам верно выставлять нужное положение речевых органов.
  8. Закреплять результат этого упражнения можно с помощью произношения слогов и слов. Если в составе слова малышу будет сложнее воспроизводить звук, то можно опять применить механический способ.

Дальнейшие рекомендации детям, взрослым и родителям

Для того чтобы занятия были эффективными, необходимо помнить следующие правила:

  • Регулярность занятий и поэтапное выполнение необходимых упражнений.
  • Ежедневные занятия в домашних условиях 2 раза в день по 5-7 минут.
  • Начинать нужно с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным.
  • Гимнастику выполнять медленно, никуда не торопиться.
  • Если у малыша что-то не получается, не акцентировать свое внимание на этом, пытаться делать снова и ни в коем случае не реагировать отрицательным образом.
  • Если малыш устал, сделать небольшой перерыв и вернуться к заданиям.
  • Своевременно хвалить и поощрять за сделанные успехи.

Таким образом, при постановке звука С у детей и взрослых не нужно ждать быстрого результата. Важно, чтобы весь процесс протекал плавно, и человек мог верно усвоить всю необходимую информацию.

Постановка звука С – творческое занятие, которое приносит не только пользу, но также может разнообразить ежедневные упражнения по формированию правильной речи.

Артикуляционные упражнения

  • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ — зубы должны быть открыты.
  • Свист — при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
  • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
  • Чистка зубов — хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы — сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
  • Стрелка часов — губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • Качели — с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Пн-Пт: 07:30-19:00
Сб-Вс: 09:00-15:00
Московская область,
Раменское, ул. Лучистая, 9
Медицинский центр «СалютэМед» © 2024
Реквизиты, лицензия, выписка из госреестра