Переживаете, что ребенок никак не заговорит? Хотите заниматься дома, но не знаете с чего начать? Собираетесь обратиться к логопеду?
Когда ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет так и не начал говорить, без помощи логопеда не обойтись, но кое-что вы можете сделать и самостоятельно. Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, и дома каждый день находить время для заданий для запуска речи. Из этой статьи вы узнаете о самых интересных и эффективных упражнениях, которые понравятся и взрослым, и детям.
Когда начинать коррекцию
Если после трех лет дошкольник упорно молчит, пора задуматься о визите к специалисту, однако не стоит спешить с коррекцией. Вопрос о начале работы всегда решается индивидуально, в зависимости от состояния физического и психического здоровья малыша.
Если малыш не спешит произносить первые слова, не стоит впадать в панику
Начинать работу по системе можно, когда:
- маленький молчун полностью здоров;
- педиатр и невропатолог настоятельно рекомендуют приступить к речевой коррекции;
- малыш имеет положительную мотивацию к занятиям;
- ребенок владеет основными навыками общения со взрослыми и готов к обучению.
При соблюдении всех этих условий можно смело приступать к занятиям со специалистом.
Речевая коррекция должна проходить в форме увлекательной игры
https://youtu.be/fB0jvI7yr9U
Роль книги
Книга знакомит ребенка с окружающим его миром; развивает логическое и образное мышление, память, воображение; расширяет словарный запас; учит правильно составлять предложения.
Благодаря чтению ребенок учится слушать и концентрировать внимание.
Семейное чтение – это способ общения между родителями и детьми, хороший метод воспитания и средство досуга.
Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, более эмоционально уравновешены и уверены в себе.
Книга служит неотъемлемым атрибутом в формировании звукопроизношения. Посудите сами, вызывают интерес сюжет, иллюстрации, новые персонажи. Прекрасно подходит к использованию даже при различной степени тяжести ОНР. Самые несложные тексты народных сказок направлены помочь карапузу.
Вы говорите, параллельно показываете картинки, обсуждаете сюжет. Начинайте читать, когда Ваш наследник ещё не разговаривает. Поверьте, что словарный запас уже формируется. Только читайте с интонацией, чтобы сорванец хотел это воспроизвести. Используйте самые лёгкие потешки на начальных этапах.
Подключайте сюда подражание. Можете распределить роли, когда сценарий будет запомнен. Перекопируйте косолапого медведя, зайчика, лисичку, а малыш будет с радостью вторить! Отвечайте на вопросы. Только, когда маленький хитрец уже способен произносить вслух слова, но использует жесты чтобы о чём-то попросить, не потакайте.
Моя дочка прошение «дай» освоила одним из первых, до года. Но когда поняла, что и без этого получит интересующий предмет, исключила его из лексикона. Не допускайте лени! Но требовать тоже нельзя. Важно вызвать заинтересованность.
Вызывание речи у неговорящего ребенка
Для вызывания речи у неговорящего ребенка маленькому молчуну нужен мощный стимул. Самый лучший способ принудить малыша к произнесению первых слов — активно общаться с ним, ожидая ответной реакции. Даже если взрослым кажется, что дошкольник слишком мал и плохо понимает обращенные к нему слова, разговаривать все равно нужно. Как показывает практика, дети понимают гораздо больше, чем принято считать.
Почему развитие возможно только через игру
Классические методики развития речи основаны на игре. Специфика психики дошкольника заключается в том, что малыш хорошо воспринимает и запоминает лишь то, что ему интересно. В этом возрасте основным видом деятельности малыша является игра — подражание взрослым и животным, освоение новых физических движений, творчество. Дошкольники еще не умеют учиться, но с удовольствием откликаются на любое предложение поиграть. Эти особенности детской психики используют логопеды и дефектологи, представляя в игровой форме основные задания на запуск речи.
Веселая тренировка
Во многих пособиях для логопедических мероприятий рекомендуется применять артикуляционную гимнастику. Суть её в тренировке мышц языка, губ, щёк. Нашей дочери очень нравились такие манипуляции. Особенностью зарядки служит то, что действия производятся медленно. Необходимые мышцы должны быть напряжены.
Упражнения для язычка
- Качельки. Высунув язычок, попробовать дотянуться до носа, затем до подбородка
- Спиралька. Поворачивать языком то вправо, то влево, движения производить по кругу.
- Скачем на лошадке. Изображаем цоканье лошади. У нас получилось не сразу, но когда урок был освоен, радости предела не было!
- Кто пришёл? Сорванец высовывает язычок, повторяя за взрослым, который комментирует:
Плюсом таких приёмов является то, что детишек не нужно заставлять, они сами просят позаниматься!
Разминаем щёки и губки
Надуваем щёки, затем медленно выпускаем воздух. Можно перекатывать воздух с одной половины ротовой полости в другую.
Изображаем рыбий рот, втягивая щёки, а губки вытягивая вперёд. Но это ещё не предел, губоньками при этом необходимо поработать. Очень забавный приём.
Сами губы можно тренировать, произнося простейшие звучания, так вытягивать в трубочку и т.д. А ещё развивать дыхание, это способствует произношению слов. Можно дуть кусочки бумаги или ваты на скользящей поверхности.
Подвижные игры укрепляют мышцы детского организма, являются профилактикой плоскостопия, развивают координацию движения, способствуют развитию моторных навыков и речи.
Виды подвижных игр:
- разные виды ходьбы (приставной шаг, ходьба на пятках, носочках);
- лазание, преодоление препятствий;
- игры с мячом;
- упражнения на равновесие (скольжение с горки, ходьба по наклонной скамейке).
Анализ готовности к развитию речи
Анализируя готовность малыша к работе по системе, нужно учитывать следующее:
- хорошо ли слышит дошкольник;
- понимает ли он обращенную к нему речь;
- соотносит ли он слово с конкретным образом (предметом или картинкой);
- имеются ли у него физические дефекты, препятствующие произношению слов (например, укороченная уздечка языка или врожденные челюстно-лицевые аномалии).
Учим выговаривать шипящие звуки по методикам Фомичевой и Богомоловой
Обратите внимание! Если дефектов не имеется, а на первые три вопроса родитель дает положительный ответ, ребенок готов к произношению первых слов. Возможно, нужно просто немного подождать, побольше разговаривая с сыном или дочерью.
Начинать занятия можно, когда малыш будет готов к ним
Занимательные учебники
Дорогие родители, услуги логопеда, конечно, необходимы. Но всегда интересно попробовать и самим проделать определённые упражнения для исправления дефектов любимого создания. К услугам родителей предлагается литература, составленная простым языком. Тут подобраны интересные конспекты по каждой ситуации в отдельности. С некоторыми я хочу Вас познакомить.
- Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов». Методика автора рассчитана на исправление неправильно произносимых звучаний. Главный способ ― артикуляционная гимнастика. Для каждого случая здесь подобран комплекс мероприятий.
- Земцова Ольга «Развиваем речь. 3 ― 4 года». Материал направлен на помощь в увеличении словарного запаса, построении связи предложений. Благодаря наклейкам процесс станет увлекательнее вдвойне.
- Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. «Развитие речи в 3 ― 4 года. Пособие для воспитателей и родителей». Пособие создано с учётом особенностей формирования звукопроизношения в 3 ― 4 года. В книге представлено 30 тем, созданных для пополнения словарного запаса и чистого воспроизведения.
Посоветую Вам также свои любимые книги по развитию речи, артикуляционной гимнастике и автоматизации звуков:
- Елена Косинова «Уроки логопеда. Игры для развития речи». Отличная подборка упражнений для пальчиков, сказки про язычок, упражнения для тренировки язычка, огромное количество скороговорок. Эта книга подойдет не только деткам, которым нужно исправлять речь, но и всем детям от 0 до 6 лет. Меня в этой книге еще подкупило то, что в ней есть реальные фото выполнения артикуляционных упражнений (очень удобно для родителей).
- Володина В.С. «Альбом по развитию речи». Эту книгу мне советовал логопед, хотя на тот момент мы ее уже приобрели. Отличное пособие, понятные и интересные развивающие задания.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопедов». Сюда вошло 4 альбома: автоматизация свистящих звуков С,С’, З,З’, Ц, автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, автоматизация сонорных звуков Л, Ль, автоматизация сонорных звуков Р, Рь. Данные альбомы также были куплены по совету нашего логопеда.
- Ольга Земцова, «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей.» У нас есть на возраст 2-3 года и на возраст 3-4 года. В книге есть и математика, и развитие речи, и развитие внимания, и развитие графических навыков.
Первые признаки неблагополучия
Первыми признаками неблагополучия можно считать проблемы со слухом и отсутствие понимания ребенком обращенной к нему речи. Врожденная глухота или тугоухость без лечения могут существенно затормозить речевое развитие малыша. Если же он не улавливает смысл слов и не сопоставляет их с визуальными образами, это может быть симптомом серьезного психического расстройства — аутизма. В этом случае следует проконсультироваться с детским психиатром и невропатологом по вопросу лечения заболевания.
Проверка слуха
Проверять слух лучше всего на приеме у ЛОР-врача, однако простейшие тесты можно провести и дома. Хорошо слышащий малыш всегда поворачивает голову на источник звука, узнает по голосу родных и близких, радуется громкой веселой музыке и пугается громкого шума. Если он не реагирует на слуховые раздражители и остается безучастным к ним, это может свидетельствовать о тугоухости. В этом случае запускать речь без устранения основной болезни нет смысла.
Обратите внимание! Во избежание нарушений слуха нельзя позволять детям дошкольного и младшего школьного возраста слушать музыку или просматривать мультфильмы в наушниках. Громкий звук агрессивно воздействует на нервную систему и может стать причиной повреждения барабанных перепонок.
Дети, молчащие до трех лет и старше — довольно частое явление в современном мире
Причины молчания, не связанные со здоровьем
Иногда причины молчания никак не связаны со здоровьем. В этом случае ребенок может долго не разговаривать из-за:
- сильного стресса;
- бесконтрольного просмотра телевизионных программ и сидения за компьютером;
- упрямого нежелания разговаривать;
- врожденной замкнутости и необщительности.
Обратите внимание! Эти причины легко устраняются в ходе работы с профессиональным детским психологом.
Во время индивидуальных занятий специалист поможет малышу расслабиться и преодолеть зажатость, а это будет первым шагом к запуску связной, четкой, грамотной речи. Прекрасные результаты дает арт-терапия, пальчиковые игры и работа по пособиям и конспектам Т. Н. Новиковой-Иванцовой. В ее методе органично сочетаются теория и практика современной логопедии.
Если мальчик или девочка не разговаривает, возможно, в этом виноваты компьютер и телевизор
Виды патологий
С самого рождения грудничка нужно показывать неврологу. Даже если педиатр об этом умалчивает, ведите сами. Большой процент деток сейчас нуждается в консультациях и коррекциях по части неврологии. Если причина дефектов врождённая, специалист даст назначения, которые нужно строго соблюдать.
Но если в 3 ― 4 года чадо не разговаривает, это может быть общее недоразвитие речи (ОНР). Какие болезни можно выделить?
- Дизартрия ― недостаточное функционирование нервных окончаний, которые обеспечивают связь коры мозга с речевым центром.
- Афония ― чадо говорит, но звукопроизношение нарушено.
- Заикание ― также плохое звуковое воспроизведение, точнее, темп разговора. Виной тому судороги речевых мышц.
Был у нас один преподаватель, говорящий странные фразы «ныш-ныш». Он вставлял это в самых неожиданных местах своих лекций. Так вот, оказывается, что раньше так могли лечить заикание. Человек переставал тянуть слова, но вместо этого вставлял в свои рассказы подобные слова.
- Дисфазия ― нарушения при плохом слухе.
- Афазия ― частичная (возможно, полная) потеря речи, вызванная нарушениями центральной нервной системы.
- Алалии ― поражение коры головного мозга, при этом звуковой аппарат недоразвит.
Я выделила самые основные моменты. Подробно об этом сможет рассказать хороший врач. А мы поговорим об упражнениях на улучшение качества разговорной функции.
Запуск речи у неговорящих детей: современные методики
Перед тем как запустить речь у ребенка, нужно мотивировать дошкольника к четкому произнесению слов, словосочетаний, а затем и полноценных фраз-предложений. Чтобы мотивировать его к коммуникации и стимулировать умственное развитие, нужно совершенствовать:
- осязание;
- тактильную чувствительность;
- сенсорику.
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
Для этого можно применять спектр детских развивающих игр с использованием дидактических материалов.
Артикуляционная гимнастика при заикании
Проблема заикания выявляется на ранних стадиях, когда карапуз начинает говорить. Пока проблему можно поправить специальными тренировками. К таким относится артикуляционная зарядка с использованием мимики. Тут упражняем лоб, рот, язык, глаза.
- Напрягаем брови, сердимся. Затем расслабляем, знак удивления.
- Подмигивать глазками, зажмуриваться.
- Жуём со звуком «уоаэ».
- Притворяемся, что полощем рот, полоскаем.
- Улыбаемся, растягивая рот.
- Показываем то верхние, то нижние зубки.
- Чистим зубы, но не щёткой, а язычком с внутренней и внешней стороны.
И включаем фантазию, изображаем лицом различных персонажей. Можно рассердиться или обрадоваться, захныкать или засмеяться. Ребятишкам с заиканием можно и нужно помочь дома, выполняя ежедневно курс специальных процедур. Помните, что с маленькими проще, чем с подросшими сорванцами. В возрасте 2 ― 3 лет наши неугомонники воспринимают такие важные задания, как забаву. Поэтому совмещается сразу 2 функции.
Заикание – это речевая проблема, которая порой тяжело поддается терапии. Успеха можно достигнуть лишь посредством ежедневных тренировок.
Артикуляционная гимнастика при заикании является одной из самых лучших, т. к. она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Игры на развитие тактильной чувствительности
Специальные методики запуска речи у неговорящих детей обязательно включают в себя игры на развитие тактильных ощущений. Неговорящим детям полезны упражнения с распознаванием на ощупь предметов различной формы и текстуры, а также на тему практического изучения противоположностей: мягкий и твердый, холодный и горячий, ровный и шершавый.
Важно! Можно использовать для наглядности любые подручные материалы. В два года малышам очень интересно сравнивать предметы друг с другом.
Развитие осязания
Самая полезная и эффективная игра на развитие осязания — старые добрые «Жмурки», когда дошкольники ищут друг друга с завязанными глазами. Также можно дать малышу в руки несколько образцов разных материалов (шерсть, дерево, хлопок, металл) и попросить распознать каждый из них. Такие занятия развивают осязательную память и учат ребенка описывать собственные ощущения словами.
Осязание — одно из главных чувств ребенка и взрослого
К сведению! Чем больше малыш рисует, лепит, вырезает, тем скорее он обрадует родителей своими первыми словами. Любое рукоделие развивает мелкую моторику и активизирует мозговые зоны, ответственные за правильное формирование речи.
Как правильно развивать сенсорику
Запуск речи у неговорящих детей непосредственно связан с развитием сенсорной системы. Для этого малышам полезно собирать пирамидки, играть с сортерами, надевать большим картонным куклам одежду на липучках и играть с конструкторами. В процессе игр и упражнений взрослый должен постоянно рассказывать малышу о том, что он в данный момент делает. Вскоре ребенок начнет самостоятельно описывать свои действия, взяв пример со взрослого. Этот метод очень эффективен для малышей старше трех лет. Главное — вызывать речь при помощи занятий, интересных малышу.
Когда нужны занятия с логопедом или дефектологом
Занятия с детским логопедом (групповые или индивидуальные) по вызыванию речи требуются в том случае, если:
- родители много разговаривают и играют с малышом трех лет, но речь по-прежнему не запускается;
- из-за речевых нарушений ребенку сложно адаптироваться в детском дошкольном учреждении;
- дошкольник старше трех лет плохо произносит некоторые согласные звуки, заменяя их другими;
- ребенок негативно воспринимает любые попытки его разговорить, предпринимаемые старшими.
Как показывает практика, в 90 % случаев своевременное вмешательство логопеда помогает легко решить проблему и снять диагноз ЗРР (задержка развития речи) за несколько месяцев систематического курса занятий по той или иной методике.
Профессиональный логопед поможет запустить фразовую речь и ликвидировать отставание от сверстников
Главное, что должны запомнить родители: ни при каких обстоятельствах не стоит показывать ребенку волнения по поводу его отсталости в речевом развитии. Страх и паника взрослых передаются малышу, а это лишь усугубляет сложившуюся ситуацию. Напротив, спокойствие старших поможет вызвать речь и преодолеть все трудности. Сперва можно попробовать самостоятельно все исправить, а если ничего не получится, то обратиться к специалисту.
Практические уроки для лучшего произношения
Как я уже рассказывала, в возрасте 3 ― 4 лет наступает момент, когда необходима помощь специалиста. В садике, куда я вожу Доминика, с детьми проводятся занятия (индивидуальные и фронтальные).
Также с августа по октябрь мы отдельно посещали логопеда. Но выдерживал Доминик только 20 минут, а иногда и меньше. После смены специалиста сына стали интересовать уроки. Появились сдвиги. Рассказываю это я к тому, что маленькие сорванцы не должны принимать это за навязчивую процедуру. Врач с ними должен играть! Вернее сказать, малыш так должен считать.
А теперь хочу рассказать об индивидуальных и фронтальных типах.
- Индивидуальные
Когда малютка сидит только с педагогом ― эффективность намного лучше. Внимание уделяется ему одному. Играя в специальные забавы, направленные на исправление отклонений конкретного человечка, врач добивается результатов. Сюда относятся и упражнения для язычка, напевание различных песенок. Замечали певцов, которые поют на сцене, но говорят с заиканием? Если начать упражняться, недочёты можно исправить.
- Фронтальные
Иначе называются групповыми. Уроки такого типа проводятся для детишек, находящихся в одинаковых положениях. Это может быть и нарушение слуха, неспособность различать парные звуки, другие разговорные моменты. Обычно группа состоит из 6 ― 8 человек, педагог подбирает специальные упражнения, направленные на расширение словарного запаса и устранение основной причины.
И необязательно отдавать кроху в специализированный детский сад. Такие кружки есть почти во всех учреждениях государственного плана.