Правильная артикуляция у детей и взрослых: шаги к идеальной речи

Артикуляция


это
процесс произношения звуков. Происходит он с помощью
речевого аппарата,
в котором задействованы глотка, гортань и ротовая полость.

Для правильной выработки произношения звуков необходимо работать над артикуляцией. Существует множество способов,

разработанных для любой возрастной категории лиц.

Каждый звук относится к определенной группе (гласные, согласные и т.д.).

Для их правильного произношения
органы
речи задействованы в разной степени под воздействием слухового аппарата и речедвигательного контроля. Также в произношении принимают участие органы дыхания и голосовые связки.

Артикуляция гласных звуков

Во время произношения гласных звуков происходят характерные движения ротовой полости. Меняется ее форма и объем из-за прохождения через гортань воздуха. Струя воздуха беспрепятственно проходит через ротовую полость, образовывая гласный звук. При этом напряжение мускул во рту практически одинаковое.

Гласные классифицируют по 4 признакам:

  • задействования губ;
  • уровня подъема языка
    к небу;
  • степени продвинутости языка вперед или назад;
  • уровню звучания.

Существует 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Их принято классифицировать в зависимости от работы губ и языка:

Задействование губ
Лабиализованные

(выпячивание губ вперед или предавание им округлой формы) [о], [у]

Нелабиализованные

(без активного участия губ) [и], [э], [ы], [а]

Продвинутость языка во рту
Переднего ряда [и], [э] Среднего ряда [ы], [а] Заднего ряда [о], [у]
Уровень подъема языка к небу
Верхнего подъема [и], [ы], [у] Среднего подъема [э], [о] Нижнего подъема [а]
По степени звучания
Наиболее звучные

[а]

Среднего звучания

[э], [о]

Менее звучные

[и], [ы], [у]

Звуковые оттенки могут рассматриваться как отдельные звуки. Тогда таблица наполняется дополнительными характеристиками (ударение, аккомодация).

Постановка

Осуществляется после освоения ребенком положения органов речи при воспроизведении фонемы. Обычно используются 2 метода постановки звука «Д» и «Дь»:

  1. Подражание

    . Кроха и взрослый садятся перед зеркалом. Родитель или специалист демонстрируют правильное произношения звука. Малыша просят повторить. Чтобы было проще используются гласные звуки. Для твердого «Д» (да – до – ду – ды), а для мягкого «Дь» (ди – дю – де).
  2. Механический метод. Ребенок произносит звук «Б». Язычок в это время находится между губами. Специальным шпателем логопед надавливает на кончик органа. После просовывает его за верхние резцы.

Часто специалисты предлагают такие способы постановки в качестве домашнего задания

. В знакомой обстановке рядом с близким человеком малыш освоит занятия быстрее.

Важно: при выполнении упражнений указать на отличительные характеристики фонемы Д» от «Т». Особенностью звука «Д» является вибрация голосовых складок. Чтобы малыш почувствовал разницу его руку кладут на гортань взрослого, произносящего по очереди буквы.


Артикуляция согласных звуков

Подобная группа звуков ставится на правильном выдохе. Таким образом можно исправить легкие дефекты речи. Эти звуки произносятся с большей силой и яркостью, в отличие от разговора. Воздух при вдохе не должен задевать связки и не стелился в полости рта.

Таблица согласных звуков:

Не пропустите: Нормы речи у детей старше 3 лет

Звук П получается в момент размыкания губ. Следует с закрытым ртом вобрать воздух. Затем с помощью нижнего дыхания нужно разомкнуть губы силой давления воздушного потока.

Звук Б образуется таким же методом. Важно не добавлять при этом гласные звуки.

Т произносится при участии языка. Воздух направляется на язык и не задевает связки.

Звук Д произносится также с участием языка. Кончик языка упирается в небо, после этого при давлении воздуха он срывается вниз.

Произношение звука Х получается после приближения задней части языка к мягкому небу. Образуется при легком выдыхании через гортань.

Звуки К и Г образуются при смыкании задней части языка с мягким небом. Поток воздуха должен быть резким.

При произношении звука Н язык должен с силой прижиматься к небу. Кончик давит на слегка приоткрытые верхние зубы

, а губы слегка приоткрыты горизонтально. Воздух направляется не в нос, а на конец языка.

М произносится если зажать ноздри. В этот момент гортань расширяется, а струя воздуха разрывает губы.

В и Ф возникают практически одинаково. Верхняя губа слегка поднята, зубы немного обнажены. Нижняя губа должна в этот момент касается верхних зубов. Поток воздуха как бы процеживается между зубами и губами.

Чтобы произнести звук Л язык подтягивают к небу. Дальше нужно пустить мощный поток воздуха на переднюю часть языка.

Звук Р образуется при вибрации передней части языка.

Шипящие звуки

При произношении звука Ш зубы должны быть обнажены, а губы раскрыты. Отверстие между зубами при этом небольшое. Язык ненужно прижимать, он обязан быть свободным. Поток воздуха направляется на нижние зубы. Шепелявость проявляется при прижатии нижней губы к зубам. Также явление возникает, если нижняя челюсть выступает вперед.

При звуке Щ положение ротовой полости идентично Ш, однако передняя часть языка располагается ближе к зубам. Для правильного произношения необходим мощный и протяжный выдох.

Чтобы образовать звук Ж нужно обнажить зубы, и раскрыть губы. Пространство между зубами относительно небольшое. Язык приподнимается, но не касается неба и зубов. Потребуется небольшая струя воздуха.

При звуке Ч губы немного раскрыты. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам. Пространство между зубами очень мало, а язык располагается ближе к верхним зубам. Нужен мощный выдох с помощью короткого движения диафрагмы.

Свистящие звуки

Для произношения звука С язык немного приподнимают к зубам. Губы раскрываются, при этом нижняя немного отстает от зубов. Это поможет исключить шепелявость. Выдох обязан быть сильным и протяжным, а поток направляется на подбородок. Важно не располагать кончик языка между зубов.

При звуке Ц язык приближен к верхним зубам. Ненужно прижимать нижнюю губу к зубам, тогда проявится шепелявость. Направление короткого и мощного выдоха должно быть на подбородок и нижнюю губу.

Чтобы произнести З расположение ротовой полости должно быть, как при С. Количество воздуха незначительное, а струя опускается вниз. В этот момент кончик языка слегка колеблется.

Автоматизация в спонтанной речи

Закрепление звука «З» в спонтанной речи включает в себя контроль взрослых над произношением ребенка.

Важно отслеживать правильность, незамедлительно исправлять дефекты, чтобы у ребенка не закрепились стереотипы.

К каждому из этапов постановки звука можно возвращаться при необходимости, проводить игры на закрепление и автоматизацию.

Речь взрослых — основной инструмент закрепления звука в фонематическом строе ребенка. Окружив детей грамотной речью, взрослые создают атмосферу для корректного развития у них звукопроизношения.

Причины плохой артикуляции

Развитие речи

– одна из главных
фаз
формирования человека в социуме. Нормы —

Проблемы неправильной артикуляции как у взрослых, так и у детей

возникают по нескольким причинам. Это могут быть и аномалии прикуса, и короткая уздечка языка.

Также существуют и другие особенности

нарушения из-за механики ротовой полости.

Если с речевым аппаратом все в порядке, то врачи говорят о функциональном нарушении. У детей

подобные
специфические расстройства
возникают из-за генетики, перинатальных патологий и органических поражений зоны речи.

Причинами могут стать плохое социальное окружение, двуязычие и проблемы с речью у близких родственников.

Важно! Существует
понятие диффузнойартикуляции, когда при произношении звуков задействованы абсолютно ненужные в данный момент группы мускулов.

Также в логопедии
утверждается, что малыши неправильно выговаривают звуки до пяти лет.

Такие проблемы требуют правильного лечения и кропотливой работы

. Если
ребенок
не начнет вовремя заниматься
логопедическими
упражнениями, то дефекты останутся на всю жизнь. Со стороны докторов немаловажно
определение
правильного диагноза.

Очень часто проблема заключается в языке и дефектах, связанных с ним. Поэтому необходимо провести обследование

его
строения и подвижности
. Это поможет установить причину неправильной артикуляции.

Нарушения воспроизведения фонемы «К» и Кь»

Логопедия

разделяет ошибки произношения
твердого
и
мягко
го звука К на 3 группы с характерными видами отклонений от нормы. Представлено в
таблице
:

Название Вид нарушения Характеристика
Каппацизм Отсутствие правильного воспроизведения звука. Фонема заменяется щелчком голосовых связок.
Искажение буквы. Носовое воспроизведение (возникает при неправильном
дыхании). Боковое произношение характерно для детей с неверно поставленной артикуляцией или наличием органических дефектов..
Полное отсутствие «К» и «Кь» в разговоре. Ребенок систематически пропускает букву в словах (Кит – Ит, Куб – Уб).
Паракаппацизм Замена «К» на «Т». Кот – Тот, Куб – Туб.
Замена «К» на «Х». Кит – Хит, Ком – Хом.

Все перечисленные виды отклонений объединены специалистами в одно понятие – дислалия.

Диагноз также включает различные дефекты произношения
звонких и глухих согласных
. Исключением являются
гласные звуки
. Они произносятся при дислали правильно.

Важно: если не заниматься с крохой на ранней стадии обнаружения проблемы
до школы, то это может привести к развитию дисграфии (ошибки письма тут) и дислексии (ошибки чтения). Коррекцияу детейшкольного возраста требует значительно больше времени и обязательного вмешательства логопеда.

Что такое дикция

Дикция – это четкость

в произношении звуков.

Правильная постановка речи особенно важна для публичных личностей. Чтобы выработать умение красиво говорить необходимо регулярно тренировать речевой аппарат. Для этого существуют различные артикуляционные гимнастики (скороговорки

, чтение
текстов
и другое).
Основными органами,
на которые происходит воздействие
являются
губы и язык.

Важно! Правильная артикуляция – это
инструмент хорошейдикции.

После отработки действий речевых органов необходимо перейти к правильному образованию

звуков. Для произношения гласных основной упор звука делается на кончики прикрытых губ. При этом движения губ медленные и звучание четкое.

Нарушения

в дикции исчезают благодаря красноречию. Выработанная дикция облегчает восприятие информации оратора для его слушателей.

Подготовительные упражнения

Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:

  • подготовку детей к занятию;
  • упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
  • изучение органов речи;
  • знакомство с приемами самомассажа;
  • упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
  • развитие мелкой моторики.

Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.

Подготовительный комплекс:

Дети охотнее выполняют упражнения со съедобной соломкой.

  1. Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
      от середины лба к вискам;
  2. вокруг глаз;
  3. от переносицы к ушам;
  4. по спинке носа вверх и обратно.
  5. Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
  6. Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
  7. Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
  8. Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Пн-Пт: 07:30-19:00
Сб-Вс: 09:00-15:00
Московская область,
Раменское, ул. Лучистая, 9
Медицинский центр «СалютэМед» © 2024
Реквизиты, лицензия, выписка из госреестра